14 мая 2024 года, в день празднования Андрониковской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей епархии игумен Пантелеимон (Королёв), игумен Александр (Широких), протоиерей Александр Алексеев, иеромонах Глеб (Быкадоров), священник Игорь Киселёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Георгий Миняев, диакон Сергий Танчинец.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения клирик монастыря протоиерей Александр Алексеев медали прп. Даниила Переславского III степени.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогая матушка Даниила, дорогие отцы, братья и сёстры!
Христос воскресе!
Сердечно поздравляю всех вас с днём чествования Андрониковской иконы Божией Матери!
Как бы ни именовался образ Пресвятой Богородицы, каким бы ни было его происхождение и его древность, какое бы количество чудес не сотворил Бог по молитвам перед тем или иным образом, мы, почитая икону, чтим, конечно же, не дерево и не краски, мы чтим Первообраз, то есть Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Чтим Её как Матерь Господа и Бога Иисуса Христа, как Ту, через Кого к нам пришло освобождение от уз греха и смерти.
Только что произнесённые мной слова — всем прекрасно известное догматическое утверждение, которое, к сожалению, далеко не всегда становится повседневной практикой нашей христианской жизни. Таких утверждений мы знаем много, и мы их неоднократно повторяем в течение дня, в качестве ещё одного примера можно вспомнить, что в нашем Символе веры предельно ясно сказано, что христианин это тот, кто, среди прочего, верует во всеобщее воскресение мёртвых, ну а Христово Воскресение — это и вовсе основной постулат нашей веры, как об этом в своё время и написал святой апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Однако реальность несколько иная: людей, считающих себя христианами, много, верующих же в воскресение мёртвых значительно меньше. Это печальная диспропорция, корни которой уходят во времена земной жизни Христа и Его апостолов. Сегодня во время Литургии мы услышали отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, в котором шла речь об идейных предшественниках современных отрицателей всеобщего воскресения.
Иудаизм если и был когда-то однороден, то очень давно, и ко времени Пришествия Христа Спасителя он представлял собой целое соцветие различных богословских школ, учение одной школы при этом могло существенно противоречить учению другой. Для понимания книг Нового Завета нам стоит помнить об отличиях двух основных направлений иудейской религиозно-философской мысли, выразителями первой из которых были фарисеи, выразителями второй — саддукеи. В частности, нам стоит помнить, что фарисеи, несмотря на зафиксированные Евангелием некоторые специфические особенности своей жизни, были очень перспективной аудиторией для проповеди Христа Воскресшего, хотя бы в силу своей веры в воскресение, и эта вера их отличала от саддукеев, которые в смысле своего отношения к воскресению из мёртвых мало чем отличались от хорошо нам известных современных атеистов.
Так получилось, что представители высшего израильского духовенства первого века по Рождестве Христовом принадлежали к религиозной партии саддукеев, соответственно, проповедь о воскресении, да ещё и с упоминанием совсем недавно убитого ими Христа, вызывала у этих людей самое активное сопротивление. О проявлении этого сопротивления мы и услышали в прозвучавшем сегодня отрывке книги Деяний святых апостолов: саддукеи, имея власть в Иерусалимском храме, взяли под стражу апостолов, и книга Деяний сообщает, что причиной этого действия стала проповедь воскресения из мёртвых.
Из Евангелия мы знаем, что нечто подобное произошло и тогда, когда Христос воскресил Своего друга Лазаря: это воскрешение не вписывалось в учение саддукеев, а потому они вместо того, чтобы подкорректировать свои воззрения, решили подкорректировать реальность и убить Того, Кто совершил это воскрешение. Если мы всмотримся как в Евангельские события, так и в события, описанные книгой Деяний святых апостолов, то мы увидим одну крайне важную закономерность: неверие в воскресение мёртвых способно повлечь за собой тяжёлые нравственные преступления. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь если нет воскресения, то не только вера наша тщетна, тщетны и все наши попытки исполнять евангельский закон любви, потому как жить по этому закону имеет смысл лишь в том случае, если человек верует в своё бессмертие.