Во вторник 1-й седмицы Великого поста епископ Феоктист совершил великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского и монашеский постриг в Николо-Сольбинском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

19 марта 2024 года, во вторник 1-й седмицы Великого поста епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Николо-Сольбинском женском монастыре.

Затем владыка совершил монашеский постриг трёх насельниц обители.

Инокиня Харитина (Яговкина) в постриге была наречена Екатериной, в честь святой великомученицы Екатерины, инокиня Екатерина (Изосимова) — Власией, в честь священномученика Власия Севастийского, а инокиня Иулия (Горина) — Варварой, в честь святой великомученицы Варвары.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к новопостриженным:

— Дорогие сёстры — монахини Екатерина, Власия и Варвара!

Ни для кого из вас путь к монашеству не был простым, не был он для вас и быстрым, а потому есть некий соблазн воспринимать факт пострига как некий венец всей предшествующей жизни, как своеобразную награду от Бога. Я хочу вас предостеречь от такого отношения к собственному монашеству.

Для этого считаю необходимым напомнить, что изначально Церковь воспринимала монашеский постриг как благословение на несение сугубого покаянного подвига. Когда мы слышим про покаянный подвиг, то у нас в первую очередь возникают мысли о тщательном блюдении своей совести, а также о борьбе со страстями и грехами. Такое восприятие покаяния справедливо, но отнюдь не полно. Размышляя о покаянии, нам необходимо всегда помнить о его конечной цели, цель же эта состоит в том, чтобы в нашей жизни центральное место занял Господь наш Иисус Христос, а не кто-либо или что-либо иное.

Собственно, именно ради этого и существует монашество. Монах — это не тот, кто носит специальные одежды, не тот, кто живёт в монастыре, не тот, кто большую часть времени посвящает молитве и исполнению возложенных на него послушаний, и не тот, кто освоил правильную лексику и умеет смотреть лишь себе под ноги. Монах — это тот, у кого Христос на первом месте, тот, у кого нет иной любви, кроме любви ко Христу, и уже через Него — к каждому человеку. Всё же прочее — это лишь средства к достижению этой цели.

Сегодня вы принесли обеты, а это означает, что вы перед лицом Спасителя и всей Церкви пообещали, что вы сделаете всё от вас зависящее для стяжания совершенной любви к Господу Иисусу Христу. Сам факт пострига не сделал вас ни духовнее, ни чище, не стоит думать, что постриг превратил вас в каких-то новых существ, не приблизил вас постриг и ко Христу. Постриг — это лишь некое выражение вашего стремления ко Христу.

Если вы думаете, что теперь можно успокоиться, то вы глубоко заблуждаетесь. Очень скоро вы убедитесь в том, что прежние страсти никуда не ушли, они, напротив, начнут действовать сильнее, и для борьбы с ними понадобится значительно больше сил, чем ранее. Если раньше вы могли преодолевать многие свои страсти собственными силами, то сейчас, став монахинями, вы опытно узнаете, что победить самих себя вы можете лишь с помощью Христовой.

Конечно, какое-то время вы продолжите жить по сформированной ранее привычке, но очень скоро станет ясно, что всё прежнее должно умереть, что нужно учиться жить по-новому — в совершенном послушании нашему Спасителю через послушание от Него поставленному духовному руководителю. Ещё раз повторю: жить так будет значительно сложнее, чем ранее, но иного пути у вас попросту нет. Или вы отдаёте себя в послушание, или идёте по пути погибели. Выбор за вами.

Я надеюсь, верю и молюсь, что в каждую секунду отпущенного вам Богом времени каждая из вас будет неизменно делать правильный выбор, и в конечном итоге все вы достигните вожделенной цели нашей жизни — Царства Христова!

Похожие публикации