3 марта 2024 года, в Неделю о блудном сыне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с воскресным днём, который, как вы знаете, на языке православного богослужения именуется Неделей о блудном сыне.
Знаете вы и то, что такое наименование связано с той притчей из 15-й главы Евангелия от Луки, которая прозвучала сегодня во время Литургии. Само богослужебное название нынешнего воскресного дня говорит нам о том, на что стоит обратить особое внимание в Христовой притче: на младшего сына, решившего проявить самостоятельность и пожить желанной для него жизнью. Притча свидетельствует, что ни к чему хорошему такая жизнь не привела, но эта притча отнюдь не про внутрисемейные отношения, она про Бога и про удаление от Него, а потому большой ошибкой было бы применять её к отношениям между родителями и детьми, её необходимо осмыслять исключительно в контексте наших отношений с Богом.
Отношения же эти, как правило, предельно запутаны. Зачастую мы, как и младший сын отца, не в силах понять и принять те ограничения, которые накладывает на нас Бог. Ограничений же этих много: вот, к примеру, сегодня мы с вами не выспались, и произошло это не по какой-то нашей личной прихоти, а ради посещения установленной не людьми, но Воплощённым Богом Господом Иисусом Христом Литургии. Через две недели начнётся Великий пост, и он тоже наложит на нас определённые ограничения. Вообще, вся жизнь христианина строится вокруг ограничений, мы должны постоянно помнить о воле Божией, и должны пытаться сопрягать свою жизнь с ней. Воля Божия редко бывает для нас очевидна, а потому мы склонны оказывать ей то или иное сопротивление, и нам неизбежно кажется, что без ограничений мы были бы чуточку счастливее.
Притча утверждает, что это не так. Она свидетельствует, что человек в удалении от Бога неизбежно скатывается к скотскому существованию. Конечно, далеко не всегда это проявляется столь ярко, как оно показано в притче, но суть жизни без Бога именно такова: человек начинает жить исключительно интересами плоти, при этом таковые интересы в ряде случаев могут иметь возвышенный характер, однако суть их от этого не меняется, они в любом случае будут проявлением «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» (1 Ин. 2, 16), и в любом случае они не смогут привести человека в Царство Христово.
Нам стоит помнить, что Бог вовсе не обязан быть понятным. Да и как возможно в полной мере понять Того, Кем мы сотворены? Мы, находясь в теле, способны познать Его лишь отчасти, и Евангелие нам помогает это сделать, оно свидетельствует, что основное свойство Бога состоит в Его благости, следовательно, абсолютно все Его проявления в нашем мире свидетельствуют именно об этом, и справедливо такое утверждение даже тогда, когда у нас не хватает сил и способностей увидеть и осознать благость Бога в Его конкретных проявлениях и действиях в мире. Все Его заповеди — благо. Каждое конкретное Его действие в отношении конкретного человека — тоже благо. Благо и все церковные установления, ведь они, хоть и пришли через людей, но своим источником имеют Бога.
Очень хочется, чтобы мы об этом всегда помнили, чтобы сумели увидеть и почувствовать благой промысл Бога о нас, и не смущались тогда, когда натыкаемся на стену собственного непонимания действий Божиих, это непонимание невозможно устранить удалением от Бога, его можно преодолеть лишь в молитве, а потому-то молитва и должна быть основой жизни всякого христианина.