back to top

В канун Недели о блудном сыне епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

2 марта 2024 года, в канун Недели о блудном сыне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём!

В Церкви с апостольских времен были установлены различные служения, не все они сохранились до наших дней, но есть и те, которые нам прекрасно известны и знакомы, к таковым, в первую очередь, относится служение священников, основная функция которых состоит в том, чтобы быть посредниками между Богом и людьми. Каким образом реализуется это посредничество и каким образом избираются те, кто несёт такое служение — это отдельный и довольно непростой вопрос, существенно же важно то, что без законного священства невозможно спасение, так как без него невозможно совершение Литургии и абсолютного большинства церковных таинств.

В Ветхом Завете священство было принадлежностью одного рода — потомков старшего брата Моисея — Аарона. Сам Аарон был первосвященником, первосвященническое достоинство передавалось по наследству от отца к сыну по старшей линии. Все остальные прямые потомки Аарона были священниками. Функции первосвященников и священников были определены, в первую очередь, библейской книгой Левит. Самой главной обязанностью этих людей было принесение ритуальных жертв и совмещённое с жертвоприношениями богослужение. Кроме того, у них были ещё и учительные функции.

Это прекрасно известно любому человеку, которые когда-либо читал книги Ветхого Завета. Когда апостол Павел адресовал свое послание к евреям, то он подразумевал их знакомство со всеми тонкостями ветхозаветных постановлений, при этом в 4-й главе своего послания он назвал Иисуса Сына Божия не просто Первосвященником, но «Первосвященником великим» (см. Евр. 4, 14). Это тоже очень понятно целевой аудитории Павла: такое имя означает, что если речь идёт не о прямом потомке Аарона, то первосвященническое достоинство, о котором говорит апостол, не имеет отношения к какому-либо человеческому роду. Далее апостол объяснил почему это так и почему Христос есть Первосвященник великий.

Основной аргумент апостола состоит в том, что Христос Спаситель не внешний судья, Он не тот, Кто не понимал бы человека. Любая человеческая боль, любая рана — известна Христу. Он не наблюдатель, Он соучастник этой боли, и Он готов исцелить любую рану: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4, 15). Такое глубокое понимание другого не доступно обычному человеку и обычному священнику. Обычный священник, каким бы чутким он не был, всегда остается немного в стороне, он не может в полной мере понять другого и переживать боль так же, как переживает страдающий человек.

Здесь же апостол Павел объяснил причину этого явления: любой священник, будучи сам человеком и только человеком «сам обложен немощью» (Евр. 5, 2), то есть он сам поражен грехом и страстями, сам переживает внутреннюю боль, вызванную своим личным грехом, а потому «он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах» (Евр. 5, 3). Это, как бы мы не старались, мешает в полной мере отдать себя помощи другим. Но Христос не таков. Он — Воплощённый Бог, в Нём нет никакого греха, и, как следствие, нет и не может быть какого-либо препятствия для всеобъемлющей помощи другому.

Вывод Послания к Евреям из этого факта звучит следующим образом: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4, 16). Если же переложить слова апостола на более понятный нам язык и адаптировать их к современности, то они являют собой призыв никогда не забывать о Христе, помнить, что не священники, какими бы замечательными они ни были, а только Христос в полной мере способен помочь человеку как в его повседневных нуждах, так и в его пути ко спасению.

Похожие публикации