В канун Недели о мытаре и фарисее епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

24 февраля 2024 года, в канун Недели о мытаре и фарисее, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!

В Священном Писании есть немало таких отрывков, которые несмотря на трагизм и ужас своего звучания, обладают успокаивающим и обнадёживающим эффектом. К таким отрывкам может быть отнесён и фрагмент из 3-й главы Второго послания к Тимофею святого апостола Павла, в котором говорится о том, что «в последние дни наступят времена тяжкие» (2 Тим. 3, 1), потому что «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3, 2–5). В конце же своего описания грехов «последних дней» апостол Павел призвал Тимофея сторониться общения с теми, кто погряз в перечисленных греховных состояниях (см. 2 Тим. 3, 5).

В этом отрывке обращает на себя упоминание «последних дней», в которые наступят «времена тяжёлые». Вполне естественно, что, когда мы слышим словосочетание «последние дни», мы склонны относить их к времени, непосредственно предшествующему Второму Пришествию Христову и, как следствие, кончине видимого мира. У нас для такого отнесения есть все основания. Так, мы можем вспомнить, что о времени конечного исполнения библейских пророчеств как о последних днях говорили пророки Ветхого Завета (см. Иез. 38, 16), а Христос называл день всеобщего воскресения «последним днём» (см. Ин. 6, 40). Однако, «последними днями» книга Деяний святых апостолов называет и время излияния Духа Святого (см. Деян. 2, 17), то есть время начала бытия Христовой Церкви. Многозначность понятия «последних дней» может нас привести к некоторой путанице, но здесь нам на помощь приходит продолжение упомнянутого отрывка из Послания к Тимофею: говоря о последних днях, апостол Павел упоминает то, что уже происходит, то, чему он сам свидетель, да и само предостережение, обращенное к Тимофею, говорит о том, что Павел подразумевал не какое-то туманное будущее, а нечто уже свершившееся. Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что в контексте апостольских посланий «последние дни» — это всё то время, которое заполняет собой промежуток от Схождения Святого Духа на апостолов до Второго Христова Пришествия.

В эти самые «последние дни», то есть в общую нашу с первыми христианами эпоху, будет иной раз происходить нечто сколь странное, столь же и неприятное: станут появляться те люди, которых святой апостол Павел удостоил крайне негативных эпитетов — «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы» и так далее. Очевидно, что эти слова апостол относил к конкретным людям, с которыми он сам был знаком. Апостол Павел написал своему ученику Тимофею, чтобы он не входил в общение с такими людьми. Если апостолу Тимофею было небезопасно для духовного здоровья общаться с ними, то тем более опасно общаться с ними и нам, а потому к рекомендации апостола Павла стоит прислушаться.

На первый взгляд кажется, что апостол Павел перечислил здесь лишь некоторые категории грешников, а ведь именно грешников пришёл спасти Христос, так почему же Тимофей вместо того, чтобы попытаться привести этих людей к покаянию, должен избегать общения с ними? Нет ли в этом нарушения евангельской логики?

Если мы внимательно присмотримся к приведённому Павлом перечню дурных характеристик, то мы увидим в них нечто общее: базой для всех этих состояний является лицемерие, к примеру, злоречие характеризуется произнесением злых слов за спиной того, к кому они относятся, в глаза же злоречивый человек может мило улыбаться, ну а о клевете и неблагодарности нечего и говорить, с этими грехами всё понятно без каких-либо комментариев. Опыт Спасителя, Который обращался ко всем, показал, что инфицированный лицемерием человек не способен откликнуться на Его проповедь, а потому-то Господь и произнёс страшные слова в адрес погрязших в лицемерии первосвященников, книжников и старейших иудейских, в конечном итоге Господь отказался от общения с Ними. Апостол Павел рекомендует сделать то же самое: не тратить ни времени, ни сил на тех, кого поработило себе лицемерие со всеми его бесчисленными вариациями. Конечно, о таких людях необходимо молиться, но в первую очередь стоит молиться о самих себе, дабы никого из нас не коснулся этот страшный порок, от которого да избавит нас Господь Всемилостивый!

Похожие публикации