В Неделю 36-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

4 февраля 2024 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

Евангелие содержит самые разные отрывки, есть среди них и те, которые читать не очень приятно. К примеру, не приятно читать те слова, которые нас так или иначе обличают. Неприятно читать и те евангельские эпизоды, в которых Спаситель ведёт Себя не так, как мы хотели бы. Сегодня во время Литургии прозвучал один из эпизодов второго рода, это был отрывок из 15-й главы Евангелия от Матфея, и он повествовал об исцелении Господом Иисусом Христом дочери хананеянки.

Мы услышали, что Спаситель далеко не сразу откликнулся на просьбу матери больного ребенка, более того, Его ничуть не смутило, что она сравнила себя с псом, которые питается объедками со стола людей, а ещё мы услышали, что Господь был «послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15, 24). Эти Христовы слова напоминают нам, что мы, собственно, мало чем отличаемся от хананеянки, ведь мы, как и она, не принадлежим к числу израильтян, а это означает, что и мы в отношении ко Христу люди «второго сорта». Но так или это на самом деле?

Во-первых, из Евангелия мы видим, что женщина всё же получила то, что она просила, её дочь исцелилась. Следовательно, Христос не прошёл мимо беды хананеянки, из чего можно сделать вывод о промыслительности действий Спасителя, Он, будучи Воплощённым Богом, изначально знал о том, какова вера этой женщины, и о том, каким образом будет развиваться их диалог, Господь не общался с ханенянкой с глазу на глаз, их беседу слышали многие, и эти многие должны были что-то понять для себя. В частности, они должны были убедиться, что при обращении ко Христу основную роль играет вера, а не происхождение, и лишь вера способна заставить Христа приклонить Своё внимание к человеку.

Отсюда вытекает и ещё один вывод, о котором позже много написал святой апостол Павел: не происхождение, а именно вера делает человека принадлежащим к «дому Израилеву». Господь, откликнувшись на просьбу хананеянки, не изменил Своим словам, Он лишь показал, что вера этой женщины уравняла её с израильтянами в смысле взаимоотношений с Богом.

Евангелие свидетельствует, что Христос начал Свою проповедь с природных израильтян, ведь именно эти люди, наученные многовековым исполнением закона Моисеева, пророками и Писанием, должны быть полны веры. Однако, оказалось, что это не так, что Писание и всё то, что имели израильтяне, привело их большую часть не к вере, а к надменности, лицемерию и тщеславию, в итоге же они оказались не способны понимать и исполнять суть повелений закона Моисея. В какой-то момент Господь отказался от проповеди этим людям, сказав, что их дом оставляется пустым (ср. Мф. 23, 38), эти слова означают, что многие израильтяне по плоти перестали быть израильтянами по вере, перестали быть теми, на кого Господь обращает Своё милостивое внимание. И мы знаем, что это в самом деле так: Церковь наполняют по большей мере те люди, которые не имеют никакого генетического отношения к праотцу Иакову, люди, которых делает израильтянами не кровь, а вера, то есть мы с вами.

Дай Бог нам сохранить нашу веру, чтобы никто из нас не отпал от Источника жизни Господа нашего Иисуса Христа, чтобы не постигла нас та печальная участь, которая постигла большинство современных Спасителю израильтян!

Похожие публикации