В канун Недели 35-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

3 февраля 2024 года, в канун Недели 35-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём и днём памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской!

С самых первых лет своего существования Церковь Христова подвергалась как внешним, так и внутренним нападкам. Если с внешними неприятелями всё просто, ведь их легко увидеть и идентифицировать, то с внутренними врагами Церкви всё значительно сложнее, чаще всего эти люди имеют благочестивый вид, их жизнь представляется окружающим не вызывающей нареканий, в своих речах они непрестанно ссылаются на Священное Писание, однако, тот путь, по которому они идут и по которому предлагают следовать своим ученикам, не способен привести к Царству Христову. О том, каким образом действуют эти люди, писали в своих посланиях и Христовы апостолы, в частности, святой апостол Пётр в своем Втором соборном послании, в котором есть такие слова: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2 Пет. 2, 1–3).

В первую очередь апостол Пётр напомнил, что история Ветхого Завета полна примеров недобросовестного несения пророческого служения. Более того, их появление предвидел ещё Моисей, и потому в библейской книге Второзаконие мы можем найти предостережение против лжепророков, оно звучит так: «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор. 18, 22). Закон Ветхого Завета относительно такого рода людей был предельно суров, лжепророков подобало предавать смерти: «Пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти» (Втор. 18, 20).

По совершенно справедливому прозрению апостола Петра, Церковь не избежит той же самой проблемы, в ней тоже появятся лжепророки, которых апостол именует лжеучителями, это именование связано с тем, что собственно пророческое служение в эпоху Нового Завета утратит свою актуальность, оно станет одним из дарований Святого Духа, в той или иной степени подаваемым всем христианам.

Именно в этом и коренится опасность: дары Святого Духа различны, но есть среди них те, которые вызывают у окружающих больший интерес и энтузиазм, к примеру, дар веры не идёт ни в какое сравнение по своему внешнему выражению с пророческим даром, и, как правило, христиане относятся к нему без особого внимания, тогда как пророческий дар «пользуется повешенным спросом», люди ищут тех, кто им обладает, следовательно, этот дар может быть использован таким образом, который принесёт отнюдь не духовную пользу его обладателю.

Как раз об этом и написал апостол Пётр, он понимал, что тем, кто выдаёт себя за пророков, люди готовы платить деньги, потому что очень многие хотят узнать о самих себе нечто сокровенное, да и вообще людей привлекают тайны, потому апостол и написал, что появятся те лжеучителя, которые будут действовать исходя из любостяжания, то есть основным мотивом их деятельности станет стремление к наживе. Очевидно, что не следует ждать чего-то хорошего в том случае, если кто-то решит последовать за такими людьми. Ничего хорошего не будет и для них самих: апостол Пётр не призывает предавать их смерти, но он написал, что судить таких людей будет Бог, и оправдаться на этом суде не получится.

Похожие публикации