В день памяти святителя Феофана Затворника епископ Феоктист совершил Литургию в Сретенском храме города Переславля

Фото
свящ. Сергий Савенков

23 января 2024 года, в день памяти святителя Феофана, затворника Вышенского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Сретения Господня города Переславля.

В этот день исполнилось 30 лет со дня священнической хиротонии настоятеля храма протоиерея Андрея Уфимцева: 23 января 1994 года епископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым) он был рукоположен в сан пресвитера.

За усердное служение Святой Церкви и в связи с 30-летием служения в сане пресвитера протоиерей Андрей Уфимцев был удостоен медали прп. Иринарха Затворника.

За богослужением правящему архиерею сослужили: настоятель храма протоиерей Андрей Уфимцев, протоиерей Владимир Усков, протоиерей Андрей Кульков, протоиерей Димитрий Беляев, иеромонах Илия (Кропанов), протоиерей Сергий Шубин, иеромонах Герасим (Ренев), священник Виталий Сышев, священник Василий Молоток, священник Илия Лунгу, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Андрей, дорогие отцы, братья и сёстры!

Поздравляю вас с днём памяти святителя Феофана, затворника Вышенского!

Впрочем, мы сегодня собрались не столько ради памяти святителя Феофана, сколько ради чествования нашего дорогого отца Андрея, который ровно 30 лет назад принял на себя благодать священнического служения, и с тех пор служит без каких-либо нареканий святой Матери Церкви и народу Божиему. Отец Андрей, я сердечно поздравляю вас с вашим юбилеем!

Мне хочется обратить ваше внимание на тот краткий отрывок Евангелия от Марка, который прозвучал сегодня во время Литургии в качестве рядового евангельского чтения. Этот отрывок повествовал об исцелении Господом Иисусом Христом слепого человека.

Различного рода глазные болезни были проклятием ещё относительно недавнего прошлого. Мало кому удавалось в течение своей жизни избежать одной из множества болезней глаз. Именно поэтому на страницах Евангелия мы то и дело встречаем слепцов. Кто-то был зрячим, но потерял зрение в силу каких-то неуказанных евангелистами причин, а кто-то родился слепым.

То исцеление, о котором нам повествует сегодняшнее евангельское чтение, стоит особняком: в нём процесс совершения чуда Христом происходит в два этапа. Сначала Господь Иисус Христос использует в качестве целебного средства собственную слюну и наложение рук, а потом ещё раз накладывает руки на глаза больного. Странная поэтапность исцеления не может не вызывать вопросов. Аналогичным образом Спаситель действовал только при исцелении глухого косноязычного. Кто-то из толкователей говорил, что причина такого образа исцеления в том, что действие происходило в полуязыческой стране, где иудеи жили вместе с язычниками и потому Христос, снисходя к восприятию происходящего собравшимися, употребляет при исцелении слепого некоторые особенные внешние действия. Такое мнение порождает новый вопрос: разве Спаситель подстраивался под восприятие Своих действий язычниками?

Более обоснованным представляется мнение блаженного Феофилакта, который писал так: «Сам слепой не имел совершенной веры. Поэтому Господь не вдруг даёт ему прозреть, а постепенно, как человеку, имеющему веру не всецелую, ибо по мере веры даются и исцеления».

Современные комментаторы идут дальше и дают замечательную трактовку, которая касается не только личности веры евангельского слепого, но и нас самих. Речь идёт о постепенности веры. Громадное заблуждение полагать, что можно стать верующих в одну минуту, так, как призывали протестантские проповедники 90-х: «Прими Иисуса как своего Спасителя и радуйся! Принял? Да! Ура! Аллилуйя! Ты спасён!» Проблема в том, что нет той точки, нет рубежа, который отделял бы «принятие Иисуса» и неприятие Его, то есть веру от неверия. Между верой во Христа и отрицанием всякой веры очень тонкая грань, любой человек балансирует на этой грани. Тот факт, что кто-то сегодня сделал серьёзный шаг и, к примеру, принял монашество, не означает, что этот же человек завтра не будет от Бог дальше, чем тот, кто впервые открыл Евангелие или просто переступил порог храма. Выбор веры и выбор пути — это то, что осуществляется каждую секунду. Невозможно выбрать раз и на всю жизнь. Вера во Христа похожа на восхождение в гору: малейшая невнимательность может привести к соскальзыванию в пропасть совершенного безбожия. И при этом путь вверх всегда связан с напряжением всех сил, как физических, так и духовных. Тот факт, что в этом восхождении кто-то прошёл определённую высоту не является гарантом успешного достижения вершины. Напротив, чем выше, тем сложнее двигаться дальше, и тем больше опасностей подстерегает стремящегося к Богу человека.

Дорогой отец Андрей! Дай Бог, чтобы ваша вера, подвергаясь, как и вера любого другого человека, испытаниям, не приходила в упадок, а, напротив, возрастала и крепла. Дай Бог, чтобы ваша вера была спасительной для вас и для ваших духовных чад, чтобы, взирая на вас и вашу жизнь, люди всем своим естеством принимали Благую Весть Господа нашего Иисуса Христа и устремлялись к нашему Спасителю!

Похожие публикации