В праздник Крещения Господня епископ Феоктист совершил Литургию в Богоявленском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

19 января 2024 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском женском монастыре.

Его Преосвященству сослужили: священник Димитрий Кульбаков, протоиерей Александр Зубков, священник Георгий Шубин, священник Михаил Злотников, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.

По окончании Литургии был совершён чин великого освящения воды.

Затем владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка Антонина, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с Богоявлением Господним!

С одной стороны, сегодня мы вспоминаем событие из евангельской истории — Крещение Господа нашего Иисуса Христа, с другой — этот праздник, подобно многим другим церковным торжествам, с течением времени перестал быть в полной мере понятным для христиан, и если спросить обычного прихожанина о том, что именно принесло в наш мир Крещение Господне, то вряд ли мы сумеем получить исчерпывающий и достоверный ответ. Тем не менее, ответ этот содержится в самом праздничном богослужении, в том числе и в прозвучавшем сегодня во время Божественной Литургии отрывке из Послания святого апостола Павла к Титу, а именно — в первых словах этого отрывка апостольского послания: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит. 2, 11). Иными словами, Крещение Господне положило начало Христовой проповеди, а потому то оно и принесло с собой явление спасительной благодати Божией.

Далее апостол Павел раскрыл, каким образом благодать Божия действует в людях, но при этом апостол не стал давать благодати какого-либо определения, ведь он писал не учебник по догматическому богословию и не катехизис, его задачей было научить людей жить так, чтобы Господь от нас не отошёл, чтобы Он не лишил нас Своей благодати.

Павел написал, что благодать Божия учит нас отвергать «нечестие и мирские похоти» (см. Тит. 2, 12). Само по себе выражение «нечестие и мирские похоти», скорее всего, не совсем понятно для современного человека, а потому новейшие переводы Нового Завета предлагают в этом месте апостольского послания иное, более ясное выражение, которое стоит понимать не как буквальный перевод, а как вполне удачное толкование к словам апостола Павла: «Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято, отказавшись от безбожной жизни и земных страстей». Всё это — первые и самые очевидные результаты действия благодати Божией.

Однако Бог никогда не прибегает к насилию, а потому мы вполне в состоянии сопротивляться научению Божию, и несмотря на все Его усилия, продолжать жить той жизнью, которая является нормативной для падшего человечества. Чтобы предупредить такое состояние, апостол Павел далее написал о том, что должно нас вдохновлять на действенный отклик навстречу Божией благодати, речь у апостола шла о вере во Христа, в Его слова и Его великие обетования всем верным Евангелию, при этом Павел напомнил и о сущности спасения, в котором нет никакой нашей заслуги: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3, 5). А потому ещё один из мотивов деятельного отклика на призывающую благодать Божию должен состоять в благодарности Богу за предоставленную нам возможность быть свободными от грехов, от наших страстей и от самой смерти.

Дай Бог, чтобы в праздник Крещения Господня благодать Божия коснулась наших сердец, и, чтобы мы нашли в себе силы ответить на неё верой, надеждой, любовью и всей своей жизнью!

Похожие публикации