18 января 2024 года, в навечерие Богоявления, Крещенский сочельник, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
Его Преосвященству сослужили: настоятель обители игумен Пантелеимон (Королёв), игумен Александр (Широких), иеромонах Герасим (Ренев), иеромонах Тихон (Батурин), иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов, диакон Роман Винников.
По окончании Литургии был совершён чин великого освящения воды.
Затем владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с Навечерием Богоявления Господня!
Несмотря на приближающийся праздник Богоявления, не все литургические чтения были посвящены ему, так, в качестве апостольского чтения Церковь предложила нам отрывок из 9-й главы Первого послания к Коринфянам, это довольно известные слова святого апостола Павла, они на слуху. Напомню, именно в этом отрывке звучит знаменитая сентенция апостола о том, что он «для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). И там же прозвучала не менее знаменитая апостольская аналогия христианской жизни как участия в забеге. Для этой аналогии у апостола были свои причины.
Про Олимпийские игры, их происхождение и древность знают все. Но не все знают, что Олимпийские игры были далеко не единственными мультиспортивными соревнованиями Древней Греции. Так, вторыми по популярности после Олимпийских были посвящённые Посейдону Истимийские игры, а проводились они в Коринфе один раз в два года. Известно, что состоялись эти игры и в 51-м году по Рождестве Христовом, как раз тогда, когда в Коринф прибыл апостол Павел. Город жил спортивным воодушевлением, и апостолу Павлу не оставалось ничего иного, как соотносить свою проповедь Евангелия с этим обстоятельством.
Участники и болельщики любых спортивных состязаний прекрасно знают, что для победы спортсмен, помимо надлежащей подготовки, должен учесть массу самых разных факторов: должен правильно оценить собственное самочувствие, правильно оценить соперников, особенности погоды, экипировки, места, в котором проходит состязания, и так далее. Оценив же всё это, спортсмен должен подстроиться под те обстоятельства, которые невозможно изменить. Конечный успех спортсмена во многом зависит от того, удастся ли ему должным образом отреагировать на всю совокупность внешних и внутренних факторов.
Именно это имел в виду апостол Павел, когда сравнивал себя самого с бегуном, вместе с этим он написал, что для него значение имело не только участие в состязании, под которым, конечно же, необходимо понимать евангельскую проповедь, для апостола существенно важной была победа, то есть успех проповеди. Ради этой цели он постоянно адаптировал свои слова под особенности аудитории, или, как о том написал сам Павел, он «сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».
Такой подход не был специфически Павловым, точно так же, как мы знаем из Евангелия, поступал и Христос, точно так же должны поступать и мы тогда, когда обращаемся к кому-либо со словами евангельского благовестия. Но, к сожалению, поступать подобным образом получается далеко не всегда и не у всех. Причина кроется в том, что с течением времени христианская проповедь обрела ту форму, выход за пределы которой нам зачастую кажется чем-то немыслимым, а потому мы склонны произносить довольно стандартные слова без какой-либо их адаптации к особенностям конкретной аудитории или же конкретного человека. Возможно, именно по этой причине мы остаёмся не услышанными, а Евангелие не становится руководящим началом в жизни наших современников. Возможно, что всем нам стоит внимательнее изучить в высшей степени успешный опыт апостола Павла и внести некоторые коррективы в евангельскую проповедь, к которой, как известно, призваны не только священнослужители, но и вообще все христиане.
Сегодня день рождения дорогого нашего отца Пантелеимона. Дорогой брат, я желаю тебе Павлова умения подбирать нужные слова для евангельской проповеди! Дай Бог, чтобы твои слова меняли и тебя самого, и всех тех, кто тебя слышит!