В канун праздника Рождества Христова епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

6 января 2024 года, в канун праздника Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с Христовым Рождеством!

Богослужение этого праздника самыми своими значимыми и заметными песнопениями делает акцент на тех восточных мудрецах, которые увидели необычную звезду, правильно её интерпретировали, последовали за ней, и в конечном итоге пришли поклониться пришедшему в мир Спасителю. Собственно, тропарь праздника Рождества Христова фактически целиком обыгрывает историю с восточными волхвами: «Рождество Твое, Христе Боже наш, мир просветило светом знания; потому что тогда люди, служащие звездам, как богам, звездою научены покланяться Тебе — Солнцу правды, и признать Тебя Востоком свыше».

Однако мы до сих не в состоянии дать однозначный и убедительный ответ на вопрос о том, кем же были те люди, которых Рождественский тропарь называет «служащими звездам». Более того, мы не можем даже определиться были ли они учеными или же магами. Из 2-й главы Евангелия от Матфея мы знаем, что они принесли в качестве даров Богомладенцу Христу золото, ладан и смирну (см. Мф. 2, 11). Христианская экзегетическая традиция видит в этом одновременное поклонение Спасителю как царю, на это указывает золото, как Богу, об этом говорит принесение ладана, и как смертному человеку, ведь смирна использовалась в древнем мире в том числе и в качестве того вещества, которым умащивали покойников.

И, действительно, Христос — и Царь, и Бог, и смертный человек. Но из всего евангельского контекста, а также из контекста жизни Ближнего Востока того времени нельзя сделать вывод, что действия волхвов были в полной мере сознательными, и вполне возможно, что, принося вместе с золотом ладан, они всего лишь переносили отношение к царям древности на Спасителя, потому что в то время и в том месте обожествлялись любые цари, таково было свойство восточного сознания и восточных деспотий, ну а кроме деспотий Ближний Восток той эпохи не знал какой-либо иной формы правления.

Именно по этой причине на страницах Ветхого Завета мы довольно регулярно встречаем сколь странное, столь же и комичное выражение «О царь, живи вечно!», его мы можем встретить, к примеру, в обращении пророка Даниила к вавилонскому царю. Конечно, Даниил прекрасно осознавал, что царь — не Бог, и что дни его ограничены, но тем не менее Даниил следовал ближневосточной традиции.

Как бы то ни было, волхвы успешно пришли и не менее успешно поклонились родившемуся Спасителю мира. Но что это поклонение дало волхвам? Обрели ли они спасение? Стали ли они Христовыми учениками? Нет, они развернулись, и ушли как со страниц Евангелия, так и из мировой истории. Их поклонение Христу больше всего напоминает исполнение долга без какого-либо внутреннего содержания.

Но тем не менее мы регулярно вспоминаем об этих людях, вспоминаем и о той звезде, за которой они следовали, и, вспоминая о ней, мы говорим, что под звездой стоит понимать всё то, что может привести человека ко Христу: подлинные культуру и искусство, людей, жизненные обстоятельства, и многое другое, то, что сложно перечислить и сложно учесть. У каждого из нас своя путеводная звезда, ведущая ко Христу.

Однако и наши звезды вовсе не обязательно приведут нас к поклонению Спасителю не потому, что так надо и таков долг, а к поклонению всей жизнью, всем сердцем, всем нашим естеством. Для того, чтобы это произошло, чтобы Христос стал центром и смыслом нашей жизни, мы должны суметь освободиться от свойственного нам формализма отношении к Богу и людям.

Я очень надеюсь, что это произойдет, надеюсь, что, поклоняясь сегодня Христу Спасителю, мы через некоторое время не забудем о Нём, и не вернемся к своей прежней рассеянной и во многом бессмысленной жизни. Дай Бог, чтобы поклонение Спасителю наполнило нашу жизнь светом, смыслом и содержанием, чтобы оно сделало нас новыми людьми, свободными от всякого порока и от всякого греха!

Похожие публикации