6 января 2024 года, в Навечерие Рождества Христова, Рождественский сочельник, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
Его Преосвященству сослужили: настоятель монастыря игумен Пантелеимон (Королёв), игумен Александр (Широких), иеромонах Тихон (Батурин), священник Алексей Великанов, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Роман Винников, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сестры!
Сердечно поздравляю вас с Навечерием Рождества Христова!
Вы знаете, что в этом году по причине совпадения Рождества с воскресным днём церковный устав предписывает совершать богослужение в эти предпраздничные дни не совсем привычным для нас образом. Так, мы только что совершили не обычную для Навечерия Рождества Литургию святителя Василия Великого, а Литургию Иоанна Златоуста, ну а часы Навечерия звучали в наших храмах вчера.
Особенности этого распространяются и на литургические чтения, которые не имеют никакой связи с Христовым Рождеством. В качестве евангельского чтения Церковь сегодня предложила нам небольшой отрывок из 13-й главы Евангелия от Матфея, он состоял из двух притч Христа Спасителя о Царстве Небесном. Всего же таких притч двенадцать, и все они говорят о Царстве Небесном как о чём-то малом и едва заметном на первоначальном этапе. Ни горчичное семя, ни закваска не производят какого-то особого впечатления при их визуальном осмотре, но через какое-то время можно увидеть то, во что превращается малое семя или же стать свидетелями действия небольшого количества добавленной в муку закваски.
Легко догадаться, почему Христос использовал такие аналогии. Опыт жизни Церкви показывает, что большинство людей далеко не сразу откликаются на евангельскую проповедь, чаще всего весть о Царстве Божием живёт в нас сокрыто и не оказывает какого-либо влияния на нашу жизнь, но это вовсе не означает, что евангельская весть бездействует, нет, она ждёт своего часа.
Это обстоятельство зачастую действует на христиан, особенно же на священнослужителей, угнетающим образом. Мы проповедуем, мы назидаем, мы призываем, но не видим никакого эффекта, складывается ощущение, что все наши слова — это лишь сотрясение воздуха, ну а люди продолжают жить так, как будто бы и вовсе нет никакого евангельского благовестия. Мы видим одни и те же грехи, которые люди по списку озвучивают на исповедях. Многие исповедники именно так и начинают свои исповеди: «У меня ничего нового, всё то же самое…» Да и сами мы мало чем отличаемся, наши грехи и страсти точно также живут в нас десятилетиями, отчего кажется, будто бы Евангелие бездействует.
Сегодняшний отрывок из Евангелия от Матфея утверждает, что это не так, утверждает, что семя Царства Небесного ждёт своего часа, точно также, как ждёт своего часа брошенное в землю семя или же закваска. И первое, и второе обязательно даст о себе знать, нужно лишь подождать.
Правда, есть одна оговорка: ни семя не сможет взойти, ни закваска не сможет ничего сделать с тестом если не будет определённых внешних условий, к примеру, если температура окружающей среды не поднимется до определённого уровня, и будет, скажем, такой, которую мы можем наблюдать сегодня за пределами храма.
Если же эту аналогию приложить к области духовной жизни, то Царство Небесное окажется бессильным в том случае, если человек «заморозил» своё сердце тяжёлыми грехами, в первую очередь, грехами против Бога. Но, как и в случае с физическими аналогиями Царства Небесного, духовная закваска может начать своё действие тогда, когда температура повысится, когда человек через непростые жизненные уроки вынужден будет начать переосмысление своей жизни, и очень важно, чтобы внутри него уже было семя Царства Небесного.
Да, мы не можем изменить кого-либо, кроме себя самих. Но мы можем всеми силами стараться сеять евангельские семена Царства Небесного и одновременно с этим поддерживать нужную «температуру» внутри самих себя, блюдя своё сердце и очищая его от всякой скверны. Может оказаться, что мы никогда не увидим соответствующих плодов в других людях, но это вовсе не означает их абсолютного отсутствия, они попросту могут быть сокрыты от нас, а могут и проявиться тогда, когда нас уже не станет в физическом мире, а потому наше дело состоит не в том, чтобы думать о плодах, а в самом сеянии семян Христова Царства, в крепкой вере, что с помощью Божией они рано или поздно принесут свой благой плод.