24 декабря 2023 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, святых праотец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Антонина, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с воскресным днём, в который Церковь совершает воспоминание святых праотец! Праотцы — это все те люди Ветхого Завета, которые хранили в своих сердцах веру в Единого Истинного Бога и молитвенно ждали Пришествия Искупителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Ждали они и наступления мессианского Царства, то есть того времени, когда Бог воцарится, и человечество снова обретёт свободу от рабства греху и смерти. Но все эти люди могли лишь догадываться о том, каким именно будет это Царство. Мы же находимся в более выгодном положении: мы, благодаря Евангелию, можем не гадать, мы знаем.
Та Христова притча из Евангелия от Луки, которую мы сегодня услышали во время Литургии, говорит нам как раз о Царстве Христовом, эта притча всем прекрасно знакома, для краткости её принято называть притчей о званных на вечерю, она, как и любая другая Христова притча, сказана не только по конкретному поводу, она опирается на всем известные представления. В данном случае — на представления иудеев о том, как будет выглядеть мессианское Царство.
Израиль ждал своего Мессию, ждал, что Мессия придёт и даст свободу Своему народу. Но как именно будет выглядеть пришествие Мессии? Что означает свобода в мессианском контексте? Что будет происходить после того, как Мессия воцарится? Ответы на эти вопросы брались из многочисленных книг Ветхого Завета и комментариев к ним.
В связи с притчей о званных на вечерю очень важен фрагмент из книги пророка Исайи, который дал народу Израиля некоторые ответы на перечисленные ранее вопросы, в частности, на вопрос о том, что произойдёт после воцарения Мессии. Вот слова пророка: «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах. Поглощена будет смерть навеки, и отрёт Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис. 25, 6–8).
Мы видим в словах пророка ровно то, что видели и люди эпохи Христа: указание на победу Бога над смертью и на так называемый эсхатологический пир, то есть на пир, который состоится после победы Бога, пир окончательной Победы. Мессия — Христос — и великий пир были неразрывно связаны в представлении людей. После Своей Победы Мессия устроит пир. Об этом Своем пире и говорит Христос в притче о званных на вечерю.
И здесь выясняется нечто крайне важное, небольшая, но определяющая деталь, о которой ничего не говорит пророк Исайя: на пир можно прийти, а можно и отказаться от приглашения. Оказывается, можно веками ждать наступления пира, можно целыми поколениями жить ради него, но в последний момент отказаться и не прийти. Потому что пир пиром, а жизнь жизнью.
Оказывается, что свобода, которую принёс Мессия, это именно свобода в самом её буквальном понимании: делай, что хочешь. Хочешь воспользоваться плодами Христовой Победы? Пользуйся. Живи и не умирай, всегда пребывай в общении с Богом Живым. Не хочешь? Ну так проходи мимо. Нет никакого принуждения. Свобода. Только надо сделать выбор. И сделать его сейчас, ведь мы уже не ждём Мессию, Он пришёл, Его пир уже начался. Бог зовёт на него всех, к этому Празднику Победы Бога и Вечной Жизни легко присоединиться, стать его полноправным участником, для этого надо принять приглашение и прийти. Прийти сегодня. Пир этот — таинство Тела и Крови Христовых, которое совершается в каждом христианском храме, нет ни одного человека, который не был бы приглашен к участию в этом пире. Мы можем отказаться, но это не проблема Бога, это наша проблема, Бог же всегда найдёт тех, кто согласится и придёт.
Дай нам всем Бог об этом помнить, и жить так, чтобы в любой момент быть готовыми к участию в Христовом Пире веры!