8 октября 2023 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил освящение престола придела во имя преподобного Сергия Радонежского в храме святителя Николая Чудотворца в селе Никольском Угличского района, а затем возглавил в нём служение Литургии.
Придел во имя преподобного Сергия Радонежского — один из шести приделов Никольского храма, был освящён в 1909 году архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Беллавиным). От ветхости конструкция деревянного престола пришла в негодность, в связи с чем и была заменена на новую. Сохранившийся крест с письменами, святые мощи, и гвозди, символизирующие гвозди Креста Господня, подобающим образом были установлены на новый престол.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с воскресным днём, с днём памяти преподобного Сергия Радонежского, и, конечно же, с поновлением придела, освящённого святителем Тихоном, патриархом Московским!
Вы все читали Евангелие, и знаете, что в нём описано множество Христовых чудес. Вдохновляясь этими описаниями, мы склонны ожидать, что и в нашей жизни произойдёт нечто подобное, что Христос и в нашей жизни совершит чудо, а потому для верующего человека естественно при всякой житейской скорби в первую очередь обращаться в молитве ко Христу, и уже после этого предпринимать какие-либо иные действия. Однако иногда мы сталкиваемся с тем, что Христос нас как будто бы не слышит, и если мы, к примеру, болеем, то молитва далеко не всегда приносит исцеление так, как приносили исцеление встречи со Христом на страницах Евангелия. Такое положение дел не может не смутить. Но если мы будем внимательнее к тесту Евангелия, то мы сможем понять, в чём же тут дело. Сегодня за Литургией прозвучал отрывок из 5-й главы Евангелия от Луки, и этот отрывок можно взять за основу наших дальнейших размышлений.
В абсолютном большинстве случаев Христос во время Своего земного служения помогал людям не только и не столько в их житейских нуждах. Такая помощь всегда была вторичной. Первичной же в служении Спасителя была помощь духовная, которая могла иметь самые разные выражение: кому-то Он прощал грехи, кому-то указывал на недостатки в нравственной жизни, кого-то утверждал в вере. Конечно, далеко не все получившие от Христа помощь люди оказались способны сохранить то духовное богатство, которое они получили. Прекрасный пример такого рода — паралитик у Овчей купели, судя по всему, этот человек не сумел должным образом осознать случившееся с ним, и потом он не проявил благодарности, вместо этого он дал повод иудеям обвинить Христа в очередном нарушении субботнего покоя. Впрочем, с такой трактовкой евангельской истории паралитика согласны далеко не все толкователи, есть и те, кто видит в нём лишь глубоко несчастного человека. Но важна здесь, конечно, не трактовка того или иного евангельского эпизода, а то, что Христос никогда не оказывал физической помощи без помощи духовной, тогда как обратное случалось: эталонный пример такого рода — самарянка, которой Господь никак не помог физически, Он ни от чего её не исцелил, Он её не накормил, и даже не напоил, но Он сумел дать ей нечто несравненно большее, то, что, согласно церковному преданию, позволило этой женщине обрести святость и стать наследницей Христова Царства.
История чудесного и обильного улова рыбы — одна из тех историй, в которых Спаситель в полной мере проявил Себя как Бог, и эта история перекликается с историей насыщения людей в пустынном месте малым количеством хлеба и рыбы. Как здесь, так и там не было особой нужды в этих действиях Спасителя. Тоже самое можно сказать, к примеру, и про чудо в Кане Галилейской. Евангелие от Луки прямо свидетельствует, что можно было и не умножать количество хлеба и вина, люди вполне могли купить себе пищу, могли это сделать и апостолы, собственно, они именно так и собирались поступить: «У нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» (Лк. 9, 16); ну а в случае брака в Кане вино не было жизненной необходимостью, вполне можно было бы обойтись и без него.
Конечно же, на все эти истории существует множество авторитетных толкований, и все они сходны в одном: эти и им подобные Христовы чудеса имели своей первой целью духовное исцеление людей, ну а дальнейшее во всех случаях прообразует собой таинство евхаристии. Так и в случае чудесного улова: сначала исцеление через Слово Божией, а потом насыщение, причём такое, которое не могут дать люди, но может дать лишь Бог.
Собственно, Церковь сохранила эту последовательность, и мы её воспроизводим за каждой Литургией. Вместе с этим Церковь нам всякий раз напоминает, что искать следует в первую очередь исцеления не физического, а духовного, ведь такое исцеление способно помочь нам обрести Царство Небесное, тогда как исцеление физическое в этом отношении может оказаться лишённым всякого смысла.