В Неделю 14-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

10 сентября 2023 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

С нашей христианской точки зрения, Ветхий Завет содержит в себе Новый, а Новый Завет раскрывает собой Ветхий. Справедливость этой сентенции может быть подтверждена множеством примеров. Одним из таких примеров может служить та Христова притча, которую мы сегодня услышали во время Литургии. Она, напомню, была посвящена описанию Царства Небесного как брачного пира, устроенного царём, кто-то из приглашенных отказался прийти на пир из-за своих повседневных забот, кто-то поступил ещё хуже — схватил посланников царя и убил их. После этого царь разгневался, уничтожил обидчиков, и вместо них пригласил на мир тех, кого смог найти на улицах. Но на этом притча не закончилась, оказалось, что один из пришедших был одет неподобающим для брачного пира образом, и этот человек тоже был наказан.

Очевидно, что эта притча обращена, в первую очередь, к народу Израиля, то есть к тем людям, которые должны были откликнуться на призыв Бога, но не сделали этого, после чего Бог обратился к другим народам, которые должны были проявить достаточное благоразумие и благочестие ради того, чтобы оказаться достойными пребывания на пире Бога.

Вместе с тем, притча, с одной стороны, полнее раскрывает одну из мыслей 72-го псалма, с другой — полнее раскрывается сама через 72-й псалом. В этом псалме речь идёт о смущении благочестивого человека от того, что многие грешники благоденствуют, и в какой-то момент герой псалма перестает понимать, для чего ему нужно благочестие, но этот вопрос снимается тогда, когда он приходит к жертвеннику Божию, именно там герой понял, что наказание за нечестие неизбежно, и что не нужно смущаться тем положением дел, которое он наблюдает во временной жизни. Вместе с этим герой произносит совершенно замечательные слова: «Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою» (Пс. 72, 21–22). Когда автор псалма говорит о самом себе как о скоте, то это не какое-то самобичевание и самоуничижение, это констатация того факта, что человек без живой связи с Богом теряет свою человеческую личность и становится подобен домашнему животному, то есть тому существу, которое на начальном уровне обучено социальному взаимодействию, но все интересы которого сводятся к сугубо телесным: поесть, поспать, и избежать какого-либо дискомфорта.

Приглашение на брачный пир никак не вписывается в этот круг, оно ничего не может дать, кроме общения с царём. И, судя по всему, те, кто отказался от этого приглашения были подобны скоту, они попросту не понимали, зачем им нужно это общение. Ну а кто-то из них и вовсе оказался подобен диким зверям, которые не способны к социальному взаимодействию, эти люди убили посланников царя. Но был и ещё один странный герой притчи, тот, кто оказался на брачном пире, отказавшись от предложенной ему при входе специальной торжественной одежды, то есть тот, кто решился приблизится к Богу без должного благочестия, решив, что в этом нет особой необходимости, коль скоро он уже приглашён на пир.

Сопоставляя Христову притчу с образами 72-го псалма, мы можем сделать несколько важных выводов. Во-первых, мы видим, что Бог предлагает нам общение не ради чего-то материального, а ради самого общения, через которое мы обретаем человеческое достоинство, а во-вторых, общение с Богом требует от нас готовности поступиться своими заботами, тем, что кажется нам столь важным и не терпящим отлагательства, ну и в-третьих, общение с Богом без стремления к соблюдению Его заповедей — опасная иллюзия, которая в конечном итоге может привести к краху, тем более, что Бог даёт нам и силы, и возможности для праведной жизни.

Фото:
свящ. Михаил Васильковский