В Неделю 13-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в храме мученика Андрея Стратилата села Андреевского Борисоглебского района

свящ. Михаил Васильковский
Фото

3 сентября 2023 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме мученика Андрея Стратилата села Андреевского на Лиге Борисоглебского района.

По окончании Литургии было совершено молeбное пение перед началом учения отроков.

Затем владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

Сегодня за Литургией прозвучал отрывок из Первого послания апостола Павла к Коринфянам, которым завершается это послание. Он имеет традиционную для писем в греко-римском обществе того времени форму, так же, как и начало послания, окончание не было павловой инновацией, апостол не изобретал новую структуру для своих посланий, а следовал установившейся норме. Вместе с этим, есть здесь и то, чего нельзя найти во внехристианских документах той эпохи: стандартную форму апостол Павел наполняет христианским содержанием, делая особый акцент на важности любви, о которой в этом отрывке он написал трижды. В этом нет ничего удивительного и необычного, ведь все павловы послания пронизаны этой мыслью, удивительно же и необычно вот что: в предпоследнем стихе Первого послания к Коринфянам апостол провозглашает анафему тем, «кто не любит Господа Иисуса Христа». Это слово апостол использует очень редко: два раза в Первом послании к Коринфянам и два раза в Послании к Галатам. А потому нам стоит обратить особое внимание на этот фрагмент.

Во-первых, стоит вспомнить о том, что, собственно, такое «анафема». В современной нам Православной Церкви это слово мы можем услышать за богослужением считанное количество раз: в дни, когда прочитываются упомянутые ранее отрывки апостольских посланий, и в первый воскресный день Великого поста, когда совершается чин Торжества Православия, который предполагает провозглашение анафемы множеству еретических сообществ древности. Впрочем, далеко не во всех храмах нашей Церкви чин Торжества Православия совершается полностью, зачастую анафематствования попросту опускаются. Это не хорошо и не плохо: Церковь допускает вариативность в совершении богослужебных последований. Во многом благодаря влиянию чина Торжества Православия, современные христиане воспринимают само слово «анафема» как нечто запредельно страшное и неприятное, как некое проклятие, причём абсолютное и окончательное.

Но что подразумевал под этим словом апостол Павел?

Важно знать, что само это слово в переводе с греческого означает «возложение» — возложение чего-либо на жертвенник, на престол или на алтарь. То, что возлагалось на жертвенник изымалось из простого человеческого обихода. Оно полностью предоставлялись в волю и распоряжение Божие. То есть первоначально «анафема» обозначала жертву Богу. А применительно к тексту апостольского послания это слово означает, что Церковь в лице апостола Павла снимает с себя ответственность за тех, «кто не любит Господа Иисуса Христа», иными словами, «анафема» здесь означает констатацию того печального факта, что не любящие Христа находятся вне Церкви, эти люди целиком и полностью предоставлены на волю Божию, а потому Церковь не может нести за них ответственность. Собственно, тот же самый смысл это слово сохранило и сегодня, а наше понимание его как проклятья — просто досужие домыслы. Кроме того, рассуждая об анафемах, стоит помнить, что Церковь не может кого бы то ни было проклинать, но она может с прискорбием констатировать факт отпадения от неё того или иного человека.

Если же следовать словам апостола Павла, то получается, что тот человек, который «не любит Господа Иисуса Христа» сам себя отторгает от церковного единства. И здесь мы не можем не вспомнить о том, что именно означает любовь ко Христу, об этом неоднократно говорил Сам Спаситель, любовь к Нему должна проявляться через исполнение Его заповедей: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15). Здесь всё предельно просто: соблюдаем заповеди — любим Христа, не соблюдаем — не любим. Это, как мы понимаем, не имеет никакого отношения к каким-либо чувственным переживаниям.

Дай Бог, чтобы у всех у нас была решимость и твёрдость к исполнению Христовых заповедей, дабы никто не оказался отлучённым от божественной любви!

Похожие публикации