1 августа 2023 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Даниила, отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти преподобного Серафима Саровского!
Вы все прекрасно знаете, что за две тысячи лет христианства Церковью в лике святых были прославлены тысячи людей, среди которых, пожалуй, больше всего преподобных, то есть святых монахов. Жития многих из них похожи одно на другое, чаще всего нам известна лишь самая общая информация: когда и где родился святой, когда он поступил в монастырь, какими были его монашеские подвиги, дата кончины, а также описание некоторого количества посмертных чудес, связанных с именем святого. Но есть и исключения, есть те преподобные, о которых известно достаточно много. Один из них — преподобный Серафим Саровский, мощи которого были обретены 120 лет назад.
Существует множество житий преподобного Серафима Саровского. Есть также множество жизнеописаний, есть архивные документы, есть свидетельства его современников, и многое другое, что позволяет довольно подробно ознакомиться с жизнью святого. Из всего этого массива данных становится очевидным, что несмотря на призвание от Бога, преподобный Серафим далеко не сразу стал тем, кем он стал. Нет, у него не было каких-то блужданий и падений, его жизнь в этом смысле была ровной, но то состояние, о котором мы сегодня услышали из Послания к Галатам, не было для преподобного данностью, ему пришлось немало потрудиться ради того, чтобы стяжать любовь, радость, мир, долготерпение и всё то, что упомянул апостол Павел.
Впрочем, о том, что у плодов духа должны быть предшествующие им действия, написал и апостол: эти плоды получают «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). Конечно, слова Павла могут быть понятыми несколько различными способами. Так, святитель Василий Великий полагал, что здесь речь идёт о христианском крещении: «Очевидно, что мы распинаем плоть, крестясь в воде, что есть подобие креста и смерти Иисуса, Его погребения и из мёртвых воскресения».
Действительно, это так, но на этом распятие плоти не заканчивается, иначе бы все христиане имели те плоды духа, о которых написал апостол Павел, а это, к сожалению, не так. Крещение — лишь начало, ну а продолжение состоит в действиях самого человека, о чём тоже было немало сказано авторитетными толкователями апостольских посланий. В качестве примера можно привести слова блаженного Феофилакта, размышляя о тех, кто «распял плоть со страстями и похотями», он написал так: «Они не самих себя умерщвляли: под плотью ты разумей не существо плоти, а земные помыслы, так, чтобы не жили в них ни страсти гнева, ни похотения, но те и другие были распяты и умерщвлены. Или страстями он называет вообще страстные действия, происходят ли они от гнева, или от похоти».
Если же суммировать сказанное святыми толкователями Нового Завета, то получается, что обладание плодами духа невозможно без крещения, результатом которого должно стать стремление человека к уподоблению Христу в Его смирении, чистоте и целомудрии, а это немыслимо без непрестанной борьбы с живущими в любом человеке греховными стремлениями. Такая борьба чрезвычайно сложна, она требует всецелого отречения не только от привычной жизни, но и от самого себя, а то, как эта борьба может выглядеть на практике, показал преподобный Серафим Саровский, который вёл крайне аскетическую жизнь, а в какой-то момент и вовсе ушёл жить в лес, где тысячу дней и тысячу ночей провёл в молитве на каменном валуне. Преподобный совершил много подобных аскетических подвигов, и в конечном итоге всё это перестало быть для него необходимым, потому что он сумел освободиться от порабощения страстями в той степени, в которой такая свобода возможна для живого человека.
Конечно, жизнь преподобного Серафима невозможно воспроизвести. Но в этом и нет необходимости. Необходимо существенно иное: понимание, что без духовного подвига, без самоограничения и молитвы невозможно обрести свободу и дары духа, которые приближают нас к богоподобию. И дай нам всем Бог такое понимание, а также соответствующую ему жизнь!