15 июля 2023 года, в канун Недели 6-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Среди богословских дисциплин, которые преподают в духовных учебных заведениях, есть такой предмет — гомилетика, это наука о проповеди. Она включает в себя несколько разделов, большинство из них пересекается или же совпадает с разделами риторики, но есть и уникальные элементы, они касаются содержательной стороны проповеди. Акцент на содержании вполне понятен: церковный амвон даёт возможность священнослужителю делиться с прихожанами самыми разными мыслями, и есть соблазн начать говорить не о том, что существенно необходимо для дела спасения во Христе, а о том, что волнует самого проповедника.
Гомилетика ставит ограничения для таких проповедников и очерчивает круг возможных тем. У гомилетики есть свои основания поступать таким образом, эти основания мы во множестве находим в апостольских посланиях, к примеру во 2-й главе Первого послания апостола Павла к Коринфянам, в которой есть такие слова: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2, 6–8).
Как и в любую другую эпоху, во время жизни апостола Павла было множество интересных злободневных тем для обсуждения: государства вели войны, цены на товары не всегда были стабильны, случались эпидемии, катастрофы, вводились различные новые законы, менялись правители, происходило всё то, что происходит всегда и везде. Люди жили среди этого бушующего житейского моря, и, конечно же, они не могли никак не реагировать на то, что их касалось самым непосредственным образом. Апостол Павел прекрасно знал о всём происходящем, но при этом в его посланиях довольно непросто найти приметы времени, если они там и появляются, то по крайней необходимости, и Павел никогда не заострял на них своего внимания. Причина проста: он не считал себя призванным к тому, чтобы говорить и писать на эти темы, Бог его призвал к другому — к проповеди Христа Воскресшего, и, шире, к проповеди сокровенной премудрости Божией. Именно так апостол Павел выразил своё призвание в Первом послании к Коринфянам, при этом он противопоставил премудрость Божию мудрости века сего и «властей века сего преходящего».
Между премудростью Божией и мудростью века сего есть существенное отличие: первая относится к вечности, и не может утратить своей актуальности, вторая касается лишь земной жизни человека и сильно зависит от изменчивой общественной повестки. Конечно, никакой человек не может быть в полной мере свободен от обстоятельств собственной жизни, стремление к такому освобождению — недостижимая утопия, вопрос же заключается в том, в какой степени внешние обстоятельства определяют человека. Апостола Павла они не определяли, он служил Христу, а потому всё то, что с ним случалось, он воспринимал как ниспосланное от Бога и заострял своё внимание лишь на существенно важном — на том, что ожидает человека в вечности. К тому же самому он призывал и адресатов своих посланий, он неустанно напоминал им, что Бог ведёт человека к вечной славе, и что приуготовленное Богом превосходит своим великолепием всё то, что человек способен себе вообразить, но чтобы войти в общение с Богом и унаследовать то, что нам уготовано, необходимо жить особенным образом, ум человека должен быть в первую очередь устремлён к познанию Бога, а не к познанию вещей временным и тленных.
Настроить себя таким образом очень непросто, потому что внешний мир крайне требователен, он жаждет, чтобы мы были им поглощены, чтобы мы жили его повесткой и ни о чём ином не думали. В большинстве случаев именно так и происходит: люди проживают всю свою жизнь в исключительно сиюминутных интересах, а если и вспоминают о Боге, то лишь как о том, кто может помочь в решении проблем земной жизни. Апостол Павел призывал относиться к Богу иначе, и быть устремлёнными в вечность.
Хочется надеяться, что призыв апостола будет нами услышан, и мы унаследуем уготованную любящим Бога вечную славу!