Картины и инсталляции Оксаны Винарчук трудно перепутать с чьими-либо ещё: построенные на игре света и тени, передающие прикосновение к вечному и прекрасному, естественные и драматичные одновременно, они подчинены глубокой идее и полны оригинальных художественных решений. Художник с неповторимым стилем, Оксана Винарчук оформила иммерсивную экспозицию «Доктор Войно-Ясенецкий: время и вечность» для Переславского Феодоровского женского монастыря (музейно-просветительский проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов). Мы поговорили с Оксаной Петровной о том, как рождалась концепция экспозиции, как подбирались материалы и разрабатывался сценарий для неё.
— Оксана Петровна, расскажите, пожалуйста, о художественно-постановочном замысле экспозиции.
— Наша основная идея при создании экспозиции — сделать её живой, вызывающей у зрителей эмоциональный отклик. Думаю, что всё меньше людей хотят, приходя в музей, видеть коллекцию предметов старины с определённым статусом. Наша задача — вовлечь посетителя в целостное, сложное музейное пространство, сделать его не сторонним зрителем, скованным и ограниченным, а реальным участником действия через визуальные, звуковые, тактильные и ольфакторные впечатления. По нашей задумке, посещая экспозицию, человек не только получит информацию, но и «проживёт» её.
В основе экспозиции «Доктор Войно-Ясенецкий: время и вечность» уникальные предметы, имеющие подтвержденное происхождение из личного архива святителя Луки: два пейзажа кисти святителя Луки, удивительные по технике исполнения карандашные этюды, верблюжье одеяло святителя, кружевная салфетка ручной работы супруги святителя Анны Васильевны Войно-Ясенецкой и др. Кроме того, в экспозиции представлены ассоциативные инсталляции из аутентичных предметов конца XIX – начала XX века. Важно, что все эти вещи, наряду с возможностями мультимедиа, подчинены в рамках музейного пространства единой цели — погружению зрителей в историю, атмосферу и быт того времени, судьбу главного героя — святителя Луки.
— Для творческого человека очень важна свобода самовыражения. Насколько это возможно в церковном проекте?
— В нашей команде не было никаких творческих ограничений. Напротив, на одной из первых встреч мне сказали: «Давайте идеи — мы будем воплощать!» Над экспозицией работают увлеченные люди, влюблённые в своё дело. Руководитель проекта послушница Феодоровского монастыря Наталия Ямолдинова — опытный специалист, тонко чувствующий и воспринимающий зрительные образы. Директор музейно-просветительского комплекса Екатерина Игоревна Каликинская — знаток биографии святителя Луки, очень глубоко разбирающийся в теме и дающий ценнейшие советы по содержанию выставки. Работать с такими людьми очень интересно.
— По словам первых посетителей, экспозиция представляет собой масштабный арт-объект. Что из живописи вы взяли за основу, чтобы добиться такого эффекта?
— Я очень рада, что у людей создается такое впечатление, что они считывают то отношение к экспозиции, которое и было заложено командой, трудящейся над её воплощением. Экспозиция располагается в подклети Феодоровского собора XVI века постройки. Нам повезло, потому что пространство изначально давало большие возможности для творчества, а оно, наряду со светом и фактурой, — это как раз главные инструменты художника-постановщика.
Мне хотелось сохранить старинную фактуру этих исторических стен, и ряд художественных решений нацелен именно на это. Я предложила сделать фотопечать на стекле, уйти от рамок и багетов. В итоге получилось не только избежать строгих форм, но и поиграть со светом. На этапе эскизов стало понятно, что белая стена требует одного цветового пятна, ёмкого, но в то же время воздушного, лёгкого. И здесь на помощь пришли мультимедийные технологии, с помощью которых на стенах появляются и исчезают проекции фресок XVI века, кадров Первой мировой войны, анатомических рисунков святителя Луки, граффити Спасо-Преображенского собора и др., автором сценария которых является сестра Наталия Ямолдинова. Получилось настоящее волшебство — не иначе!
— Оксана Петровна, как подбирались материалы для изготовления инсталляций и демонстрационных стендов?
— Иммерсивная система восприятия экспозиции подразумевает интерактив, живое взаимодействие. Предметы конца XIX – начала XX века, безусловно, передают атмосферу времени, но при их расположении в музейном пространстве важно не уйти в бытовизм. Концептуальным решением стало сохранение тонкости и хрупкости в экспозиции. Инсталляции, связанные с мебелью, стоят на стеклянных подиумах, как бы паря в воздухе. Чтобы ввести легкие графические элементы в белую картинку инсталляции, посвящённой земской больнице, мы использовали ветки вербы в стеклянных сосудах. Получилась, что ритмичная белая инсталляция из медицинской кушетки и характерных для того времени табуретов разной высоты получила новое звучание, будучи дополненной вербой — символом победы жизни над смертью.
— В чём особенность иммерсивной экспозиции «Доктор Войно-Ясенецкий: время и вечность»? Был ли у вас опыт работы или знакомства с подобными проектами?
— Для меня это первый опыт. Кроме того, в условиях сжатых сроков работы ещё на первом этапе эскизов я решила, что не хочу затуманивать голову чужими идеями, ведь зачастую насмотренность приводит к вторичности, подражанию в искусстве. Кроме того, многие идеи появлялись как бы из ниоткуда, возникали сами собой, а не от многочасовых обдумываний на тему экспозиции. Нам хотелось, чтобы проект получился оригинальным и искренним, потому что это две главные нити к сердцу зрителя. Насколько это удалось, судить не нам, но мы старались.
Оксана Петровна Винарчук родилась в Красноярске в 1969 году. В 1988 году здесь же, в родном городе, окончила художественное училище. Далее училась на отделении театральной живописи Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова. По окончании института была награждена дипломом Академии художеств, в которой стажировалась четыре года — творческая мастерская М. Курилко. С 1999 года Оксана Петровна член Московского союза художников. В 2007 году стала лауреатом Московского международного фестиваля искусств «Традиции и современность». С 2000 года художница постоянно живёт и работает в Переславле, занимается живописью, оформительской деятельностью, декоративно-прикладным творчеством.