21 июня 2023 года, в день памяти великомученика Феодора Стратилата, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви, в связи с 35-летием служения в сане пресвитера и 60-летием со дня рождения указом Святейшего Патриарха Кирилла протоиерей Александр Кривоногов, настоятель храма прп. Симеона Столпника г. Переславля-Залесского, был удостоен Ордена свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского, III степени.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогая матушка Даниила, отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с днём памяти святого великомученика Феодора Стратилата!
В день памяти Феодора Стратилата церковный устав предписывает прочитывать за Литургией краткий отрывок из 10-й главы Евангелия от Матфея. Вся 10-я глава этого Евангелия посвящена напутствию Христа Спасителя ученикам перед тем, как они отправились на самостоятельную проповедь по городам и сёлам Израиля. В рамках Своего напутствия Господь дал ученикам повеления относительно практической стороны проповеди, сказал Он и об опасностях. Собственно, именно фрагмент, повествующий об опасностях и сложностях, выбрала Церковь для нашего назидания в день памяти великомученика Феодора Стратилата. Надо сказать, что это довольно странный евангельский отрывок, ведь в нём говорится исключительно о бедах, которые обрушатся на учеников, основная же часть этого отрывка и вовсе звучит страшно: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 21–22).
Необходимо ещё вспомнить, что Спаситель произнес эти слова в начале Своего служения, то есть тогда, когда круг Его учеников лишь формировался. И это довольно странно, потому что акцент в Его словах сделан не на утешении и славе Царства Небесного, а на страданиях в земной жизни.
Чтобы лучше понять то, насколько неожиданными были слова Христа, давайте представим, что некий политический лидер начал свою предвыборную агитацию с множества запретов, он начал запрещать не только действия, но и желания, а кроме запретов он начал угрожать своим последователям, начал говорить о том, что их ждёт в том случае, если они решат его поддержать. Но при всём при этом он почти ничего не говорит о том, что он способен дать своим ближайшим помощникам. Нетрудно догадаться, что у такого лидера вряд ли найдётся большое количество последователей. Да, собственно, мы знаем, что как политическая агитация, так и любая другая, строятся по совершенно иному принципу: принято говорить о хорошем и приятном, принято произносить те слова, которые люди хотят слышать.
Христос же идёт противоположным путём, Его напутственные слова ученикам можно передать так: ничего собой не берите, идите туда, где вам, скорее всего, не будут рады, вас будут бить, будут унижать, будут ненавидеть, а о награде не думайте. Она может быть, а может её и не быть. И совершенно точно её не будет в рамках земной жизни. Действительно, мы знаем трагичный пример апостолы Иуды, который не понял Христа, который настойчиво ждал награды здесь и сейчас, но так её и не дождался несмотря на то, что он понёс многие тяготы апостольских трудов.
С одной стороны, слова Христа — одно из многих подтверждений Его Божества. Он не обещает ничего хорошего, но Его слушают. Невозможно представить худшую стратегию привлечения сторонников, и если бы Он не был Богом, если бы Он был одним из множества религиозных самовыдвиженцев или же и вовсе мифической личностью, то Его слова были бы совершенно иными.
С другой стороны, мы видим Его пронзительную кристальную честность. Он не лукавит, Он говорит всё так, как есть. Непонимание и неприятие Его слов было, есть и будет. Причину Он тоже называет: Его слова — не слова человека, они слова Бога, а Бог не заигрывает с собственным творением. Ему нет нужды быть приятным во всех отношениях, у Него нет какой-то своей скрытой цели, Он действует не в собственных интересах, а в интересах человека. Он такой, какой Он есть, Он есть Любовь, а любовь может быть требовательной и правдивой, но никогда она не будет сентиментальной по той простой причине, что сентиментальность ставит во главу угла своего носителя, это уже не любовь, а нечто совершенно иное. Именно поэтому христиане вслед за Христом Спасителем обращаются к Богу как к Отцу, хороший же отец в отношениях со своими детьми не закладывает никакого своего интереса, благо отца состоит в благе его детей.
И хорошо бы нам всем об этом помнить, помнить, что высшее благо человека состоит в исполнении Христовых слов, какими бы непонятными, а подчас и неприятными, они нам не казались.