18 июня 2023 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!
Очевидная для христиан мысль о том, что у Бога нет лицеприятия, была совершенно неочевидна тем, с кем апостол Павел в рамках сегодняшнего литургического отрывка из второй главы Послания к Римлянам вёл полемику, — его собратьям христианами из иудеев. Из слов апостола ясно, что эти люди полагали непременным условием спасения принадлежность к избранному Богом народу и исполнение Закона Моисея со всеми его многочисленными ритуальными предписаниями. При таком подходе возникает один крайне важный вопрос: а как быть с теми, кто никогда не слышал о Законе Моисея? Этот вопрос можно расширить: а что с теми, кто не слышал о Евангелии? Ведь таких людей подавляющее большинство. Это те, кто жил до Христа, и это те, кто в силу самых разных причин ничего не слышал о Христе уже после Его Пришествия и Воскресения. Должны ли мы считать, что все они безусловно лишены спасения?
Да, непременным условием спасения является не природная принадлежность к тому или иному народу и не знание Закона Моисея, но исключительно вера в Иисуса Христа, в Котором искуплен от рабства греху весь Адамов род, вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности, а также вне зависимости от времени земной жизни. Те, кто по своей греховной воле нарушают данный Богом Закон, ничем не лучше язычников. Ни те, ни другие не могут претендовать на вхождение в Царство Небесное.
Как иудей, так и христианин будут судимы как люди, знавшие Закон. Те же, кто не знал Закона и не слышал о Христе в силу естественных причин, будут судимы, по мысли апостола Павла, как люди, которым Богом было дано, хотя бы отчасти, внутреннее сознание нравственного закона. Бог будет судить людей по тому, что они знали, и по тому, что они имели возможность знать. Если же нравственные требования Закона в своём существе известны язычникам, то иудеи и христиане со своими книгами и всей известной нам информацией ни в чём не превосходят язычников, в том смысле, что ссылки на Священное Писание не защитят нас на грядущем суде, перед которым все будут равны. Всякий человек судится по его делам: добрые они или злые, иначе говоря, праведны они или неправедны. Более того, суд Божий не таков, как суд человеческий. Как писал святитель Иоанн Златоуст, «люди могут судить одни явные дела, а Бог будет судить и тайное». Кто устоит перед таким судом? Перед Богом «нет праведного ни одного» (Рим. 3, 10).
Поэтому мы, с нашими человеческими понятиями, не смеем предвосхищать решение Высшего Судии. Кто будет оправдан, а кто осуждён — не нам дано судить, а Ему. Нам же, христианам, остаётся только благодарить Бога за данную нам благодать во Христе и возгревать дарованный нам Дух, преображающий не только наши дела, но и наши сокровенные мысли.