12 июня 2023 года, в день памяти преподобного Исаакия исповедника, игумена обители Далматской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском женском монастыре.
Также были освящены купола и кресты для храма великомученицы Варвары, колокольни Троицкого храма и башни монастыря.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Еротиида, дорогие отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с началом Петрова поста!
Сегодня мы будем принимать экзамен у выпускниц регентского отделения колледжа «Добрая школа на Сольбе», собственно, можно сказать, что экзамен уже начался, ведь за Литургией хорами управляли выпускницы колледжа. Я бы хотел ободрить тех, кому сегодня предстоит сдавать экзамен, ободрить теми словами Господа нашему Иисуса Христа, которые мы сегодня услышали за Литургией: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Ищите не хороших оценок, не похвалы от преподавателей, а Царства Божия.
Всем мы прекрасно понимаем, что в Церковь человека могут привлечь самые разные причины. Кто-то приходит ко Христу, потому что у него стряслось что-то неприятное или даже трагичное, для кого-то самым важным является культурный или же национальный мотив, кого-то привлекает внешняя сторона богослужения и церковной традиции, кто-то находится в Церкви с рождения, и он лишь следует семейной традиции, не особо вдаваясь в размышления. И на вопрос, что ищет человек в Церкви, ради какой конечной цели он пришёл, могут быть самые разные и иногда очень неожиданные ответы.
Относится это не только к простым мирянам, разные причины бывают и у священников, разные они и у монахов. Есть один рассказ, в котором монах просил у Бога дар чудотворения. Не ради себя, а для того, чтобы помогать людям. Бог дал ему этот дар. Но способность творить чудеса и помогать безнадёжно больным людям не привела обладателя этого дара к Небесному Царству, он не достиг спасения. Можно как угодно относиться к этому рассказу, можно ему верить, можно и не верить, но в своей сути он отражает очень важную истину, которую в полной мере открывают ранее процитированные слова Христа Спасителя.
Оказывается, что поиск Царства Божия должен быть единственным мотивом не только к собственно христианской жизни, но и вообще, он должен быть основной побудительной причиной любой нашей деятельности. Вместе с этим Христос призывает не заботиться больше ни о чём. Грубое и буквальное понимание этих слов Спасителя способно подтолкнуть к идейному бездействию. Тогда как слова Христа как раз обличают бездействие, безынициативность и пассивность.
Христос говорит о деятельности, которая по своей активности не может сравниться ни с чем другим, о том, что, однажды начавшись, не может прекратиться, о работе, которая не может завершиться выходом на пенсию. Христос призывает Своих учеников к поиску Царства Небесного, то есть правды не своей, не человеческой и не той, которая согласуется с современными убеждениями людей, а правды евангельской. Мы должны пренебречь всеми земными авторитетами, всеми соблазнами, мнимой справедливостью, всевозможными человеческими оправданиями, а искать только правды Божией.
Не я всегда прав, а Евангелие всегда право. Ведь если я думаю, что я прав, то мне разрешено гневаться, если я думаю, что я прав, то мне разрешено унывать, если я думаю, что я прав, то мне можно гордиться. Если же я ищу правды Божией, то мне ни при каких обстоятельствах нельзя ни гордиться, ни унывать, ни раздражаться, ни поддаваться похоти или сребролюбию.
Если бы мы до конца бескомпромиссно искали Царствия Божия и правды его, тогда бы нам всё приложилось. Во-первых, мы осознавали бы, в чём мы действительно нуждаемся, а что для нас излишне, что есть прихоть, действие страсти; во-вторых, наша нужда была бы удовлетворена Богом. Ведь тот, кто ищет Царствия Божия, прежде всего избавляется от пристрастия к ненужным вещам, и тогда ему даётся всё необходимое для его спасения, в том числе и вещественные блага.
Впрочем, уверен, что вы это всё прекрасно понимаете и без моих слов, а потому — помощи вам Божией на предстоящем экзамене!