В день памяти блаженной Ксении Петербургской епископ Феодор совершил Литургию в Николо-Сольбинском монастыре

6 февраля 2017 года, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, епископ Переславский и Угличский Феодор совершил Литургию в храме блаженной Ксении Петербургской Николо-Сольбинского женского монастыря.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви настоятельница Николо-Сольбинского женского монастыря игумения Еротиида (Гажу) была удостоена архиерейской грамоты.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, матушка игумения с сестрами, дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь славно торжествует память блаженной Ксении Петербургской, подвиг которой удивлял не только её современников, но и нас по прошествии многих и многих лет. Подвиг её, как, в общем-то, и любой подвиг ради Христа, основан на бесконечной любви к своему Творцу и Богу и ближнему, которого она возлюбила не только по Евангельскому слову, как саму себя, но, пожалуй, можно свидетельствовать, что и выше себя, потому что она себя ущемляла, лишала всяческих благ для того, чтобы ближний приобрёл то, чего она лишилась. И любовь, и молитвенное предстояние, и подвиг самоотречения были направлены на спасение души её возлюбленного супруга, образ которого она как бы восприняла в юродстве, желая личным трудом, молитвенным подвигом испросить ему прощение грехов и отпущение от Всемилостивого и Вседаровитого Господа. Но тот, кто вкусил сладость молитвы, радость подвига и то веселие сердца, которое получает человек, не принимая дары, а наоборот, расточая их ближнему, тот уже не может остановиться, а стремится всё больше и больше совершенствоваться в этой добродетели.

Вот и блаженная Ксения — хрупкая женщина… Казалось бы, маленький человечек, не имеющий ни собственного жилья, ни средств к существованию, но ничего, никогда, ни у кого не просила. А наоборот. Старалась всем что-то дать. Если она давала что-то, то старалась это сделать по Слову Евангельскому. Так, чтобы правая рука не знала, что делает левая, и, чтобы избежать похвалы людской и награды здесь, во временной жизни, но приобрести вечную награду Царствия Небесного.

Мы знаем, конечно, не все её подвиги, но некоторые нам открыты Господом. Например, то, что она помогала строить храм: ночью, тайком носила тяжёлые кирпичи на своей хрупкой спине. Мы знаем о том, что она молилась за весь мир — и за град Петербург, и за конкретных людей, которые просили об этом и которые не просили, но Господь Духом Своим Святым открывал их нужду, их беду, их горе, потому что блаженная святая Ксения помолилась, и Господь даровал им исцеление, прощение, обилие Своих щедрот и милость.

Вспоминая её подвиг, задумаемся: а что значат слова Евангелия в Нагорной проповеди о блаженстве. Что значит быть блаженным? Блаженный — это значит счастливый. Представьте себе, что молодая девушка познакомилась с неким юношей, у них возникли сильные романтические чувства, крепкая любовь и прочее. Что ей ещё нужно в жизни? Казалось бы, больше она ни в чём не нуждается. Она приобрела самое главное — жениха. И как говорит русская пословица, «с милым рай и в шалаше», то есть всё временное, внешнее, окружающее принимает второстепенное и третьестепенное значение.

Так и душа христианина, когда она приобретает Небесного Жениха Христа, всё для неё остальное становится ничтожным. Вот и блаженная Ксения. Она ради Драгоценного Бисера — Христа, оставила все ценности временной жизни. Она была счастлива, и глубоко счастлива, и в голоде, и в холоде, и в поношении людей, и в безмерной усталости от своих трудов, потому что Сын Божий Своею благодатью от неё никогда не отступал.

Основа нашего счастья, которое часто современный человек пытается заменить внешними средствами: вкусной пищей, сладким сном, красивой одеждой и комфортом, для нас открывается совершенно в ином. «Блаженны нищие духом», — это есть первая ступень, когда человек не считает себя чем-либо добрым обладающим. Он видит себя совершенно нищим, не только материальными, но и духовными сокровищами. Всё, что он имеет, единственно принадлежит Богу. Господь даёт нам как бы в пользование и материальные богатства, и духовные таланты для того, чтобы мы ими, как бы неким средством, приобрели самое драгоценное — вечную жизнь. Блаженная Ксения это поняла, почувствовала сердцем и воплотила в своей жизни.

Мы с Вами сегодня вспоминаем её подвиг, спрашивая, как бы себя: надо ли также возлюбить Бога? А так ли мы возлюбили ближнего своего, как Ксения Блаженная? Стремимся ли приобрести вечную жизнь или вдруг мы подумали, что будем жить вечно на земле, и все наши стремления — это стремления к вечным благам? Забудем о них, прострём свою мысль, движение своего сердца к бесконечности, к Престолу Небесному, ибо там наше сокровище, там цель нашей жизни, там все наши стремления и успокоение от всех житейских смятений, скорбей, болезней и мятежей. Будем молиться блаженной Ксении, чтобы она и наше сердце очистила по милости Божьей от греховных страстей, от привязанностей ненужных, от влечений различных. Одним словом, от того, что нас разлучает с Творцом, Спасителем и Богом. Чтобы мы всегда помнили о том, что всё благое, доброе, хорошее в нашей жизни, что имеем, — это от Бога. А всё страстное, нехорошее, греховное — это наше.

Будем стремиться исполнять слово царя и пророка Давида — уклоняться от зла, от греха, и творить благое: совершенствоваться в добродетели, стремиться жить не для себя, а для Бога и для ближнего. Не спрашивать, почему ко мне так отнеслись или по-другому, отчего мне сегодня что-то недодали, или внимания, ласки, заботы, или  какого-либо кусочка вкусной еды, а задать себе вопрос: а всё ли я сегодня сделал для Бога и для ближнего своего, что я мог сегодня сделать.

Если мы так будем с Вами думать, то наша жизнь поистине станет счастливой, потому что понятие счастья не только в духовном смысле, но и в суетной мудрости века сего понимается как личное, сугубо индивидуальное восприятие жизни конкретного человека.

Итак, как мы будем воспринимать жизнь, себя и Бога, так и будет выстраиваться наш внутренний мир. В нём будет создаваться или царство греха, или Царство Небесное — тот мир, в котором живёт, действует и царствует наш Спаситель и Бог Иисус Христос.

Похожие публикации