В день Святой Троицы епископ Феоктист совершил Литургию в Даниловом монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

4 июня 2022 года, в день Святой Троицы, Пятидесятницы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию и великую вечерню праздника Пятидесятницы со чтением коленопреклонных молитв в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Пантелеимон, отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с Днём Святой Троицы, в который мы вспоминаем Сошествие Духа Святого на апостолов и начало бытия Церкви Христовой!

Незадолго до Своего Вознесения Господь наш Иисус Христос сказал апостолам, что они, среди прочего, станут способны говорить на новых языках: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками» (Мк. 16, 17). И, действительно, эти слова в буквальном смысле сбылись в день Сошествия Святого Духа: «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 4). Из дальнейшего рассказа апостольских посланий мы знаем, что дар свободно изъясняться на иностранных языках довольно долго присутствовал в Древней Церкви, но позднее он был то ли утрачен, то ли Бог его перестал по каким-то причинам подавать верующим. Мы знаем, что есть те люди, которые видят в этом факте изменение парадигмы отношения Спасителя с Его Церковью, ну а кто-то и вовсе считает, что Церковь сегодня не имеет Святого Духа.

Именно в этом последнем нас очень часто упрекают, и мы все прекрасно осведомлены о том, какими словами называют Церковь в социальных сетях, да и вообще в разговорах на улице. Говорят, что мы «ряженые», что мы «ролевики», что мы «обманщики», которые дурят простой народ ради собственной наживы. Говорят и много другого, ещё более неприятного, того, что будет кощунственным воспроизводить в стенах храма. Пожалуй, нет церковного человека, который бы так или иначе не сталкивался с подобного рода критическими и уничижительными замечаниями. А ещё говорят, что Церковь сегодня полностью утратила свою суть и не имеет собственного голоса.

С этим можно было бы спорить, если бы не одно, как мне кажется, чрезвычайно важное обстоятельство: если мы отложим в сторону апостольские писания и обратим своё внимание на тексты тех, кто дискутировал с древними христианами, то мы увидим приблизительно такую же критику. Более того, критике подвергался и Сам Господь наш Иисус Христос. Его тоже во многом обвиняли, говорили, что Он соблазняет народ, что Он обманщик и только неразумные люди могут Ему верить и идти за Ним. В этом смысле ничего не изменилось. Если вдуматься, то окажется, что слова Христа о том, что верующие в Него «будут говорить новыми языками» имеет отношение не столько к иностранным языкам, сколько к наполнению нашей речи. Мы с вами друг друга прекрасно понимаем, но если мы обращаемся к внешней аудитории, даже к самым нашим близким неверующим родственникам, то оказывается, что наши слова преломляются каким-то причудливым образом, наш язык делается непонятным. Конечно, мы пытаемся донести до всех суть Христова учения, но опыт показывает, что в полной мере это сделать не получается, и в этом, опять же, нет ничего нового: Христос тоже пытался донести Свои слова до Своих современников, но сделать это не получилось, — в День Сошествия Святого Духа в Сионской горнице было лишь 120 человек, и это ничтожно мало. Любопытно, что все эти люди тоже не особо понимали слова Христа, они просто любили Его и потому верили Христову слову, понимать они начали позже, тогда, когда обрели благодать Святого Духа.

Именно Дух Святой обучил их тому самому важному языку, который делает человека способным понимать Бога, языку, которому невозможно обучиться у репетиторов, языку, который невозможно уложить ни в какой учебник.

Этот язык интернационален, а потому, когда мы встречаемся с иностранными братьями и сёстрами по вере, у нас не бывает проблем с коммуникацией, мы понимаем друг друга без всяких проблем даже в том случае, если каждый из нас говорит на своём родном языке. А это означает, что Дух Святой живёт в Церкви, и по-прежнему ей руководит.

Язык Церкви, язык Духа Святого никогда не будет в полной мере понят внешним миром, но стоит ли к этому стремиться? Не лучше ли попытаться сделать так, чтобы внешний по отношению к Церкви мир вовсе исчез, чтобы везде и во всех был Христос? Конечно, эту задачу вряд ли можно назвать достижимой, но мы можем приблизиться к её исполнению, если будем верны Христу и подаваемой нам благодати Дух Святого.

Похожие публикации