В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца епископ Феоктист совершил всенощное бдение в Никольском храме города Углича

свящ. Сергий Савенков
Фото

21 мая 2023 года, в канун дня памяти святителя Николая Чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Никольском храме города Углича.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Христос воскресе!

Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с днём воспоминания о перенесении мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари!

Богослужебные песнопения нынешнего праздника пронизаны мыслью о том, что святитель Николай своим служением людям подобен апостолам, одна из стихир литии эту мысль выразила такими словами: «Отче Николае, […] Христовым бо апостолам поборник быв, вселенную обходиши словесы чудес твоих». Точно также, как слова апостолов достигли всех уголков планеты, так и известие о чудесах святителя Николая известно всему христианскому миру. Конечно, в этих словах нашего богослужение есть некоторая гиперболизация, но таково свойство поэзии, впрочем, важен тот бесспорный факт, что святитель Николай помогал, помогает и будет помогать людям вне зависимости от их местоположения.

Его отклик на наши молитвы — одно из многочисленных свидетельств того, что у Бога нет мёртвых, свидетельство того, что душа человека продолжает жить и после кончины наших физических тел. Эта мысль много раз звучит на страницах Священного Писания, она находит своё подтверждение в христианской практике почитания святых, но тем не менее, у многих она вызывает сомнение. В том числе и среди христиан.

Дело тут в том, что христианское учение о жизни после смерти сформировалось далеко не сразу. Писание говорит об этом крайне мало, и его слова довольно загадочны, они подразумевают возможность множества трактовок. Для нас, конечно же, важнее всего слова Спасителя, Который тоже говорил об этом совсем немного, из Его слов можно сделать лишь самый общий вывод: душа человека бессмертна, посмертная участь души может быть как радостной, так и трагичной, а зависит она от того, как человек прожил свою жизнь, в первую очередь от того, было ли в жизни человека место милосердию и состраданию. Всё прочее мы знаем исключительно из церковного Предания, которое формировалось всю историю христианства и формирование которого продолжается до сих пор.

Так, из Предания мы знаем о существовании двух судов: частного и общего, первый из них происходит после кончины человека, а второй мы ожидаем после Второго Христова Пришествия. Если же проследить формирование церковного учения о посмертном пребывании души, то мы с лёгкостью заметим в нём следы различных внебиблейских религиозных картин мира, к примеру, египетской или же древнегреческой. Кого-то это неприятно поразит, и вследствие этого он станет критично относиться к учению Церкви, кого-то, напротив, это ничуть не смутит.

Признаюсь, что я принадлежу ко второй категории людей: мне фактически безразлично с какими религиозными картинами мира имеет сходство учение Церкви, мне значительно интереснее не теория, а практика. Практика же такова, что святые ещё до Второго Пришествия Христова объективно пребывают с Богом, и это их пребывание не ограничивается блаженством общения с Творцом, святые не находится в бездействии, они заботятся о мире, их заботу ощущает всякий верующий человек — через молитвы к святым мы находим утешение и поддержку, мы обретаем вдохновение и силы, решаем свои жизненные проблемы.

Всё это приводит нас к убеждению, что Церковь не ошибается, когда говорит о жизни после смерти тела, не ошибается она и тогда, когда утверждает, что залогом блаженной вечности является любовь к Богу и ближним. Конечно же, из опыта мы знаем, что о любви значительно проще говорить, чем её осуществлять, а потому то основной нашей молитвой к святым, особенно же к святителю Николаю, как к человеку сумевшему достичь совершенства в любви, должна быть молитва о даровании и нам любви самоотверженной!

Похожие публикации