18 декабря 2022 года, в канун празднования дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Никольском храме города Углича.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви Александр Юрьевич Соловьёв был удостоен медали прп. Даниила Переславского II степени.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Борис, дорогие друзья! Сердечно поздравляю вас с престольным праздником этого храма — днём памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, которого мы чаще всего называем иначе: «Николай Чудотворец». В этом народном наименовании выражена суть его служения и суть нашего почитания святителя Николая: мы чтим его за многообразную чудесную помощь, которую он оказывает всем тем, кто по своей вере обращается к нему в молитве. В богослужебных текстах нынешнего праздника мы называем святителя Николая «наставником» и «учителем», Церковь делает акцент на таких именованиях и в тех отрывках Священного Писания Нового Завета, которые положено прочитывать за Литургией в день памяти святого.
В частности, отрывок из апостольского Послания к Евреям, который будет прочитан завтра, будет говорить о наставниках, конечно, в первую очередь в нём подразумеваются апостолы, которые написали эти слова о самих себе, но Церковь расширила значение отрывка апостольского послания и распространила его на почитаемых Церковью святителей, потому что они не в меньшей степени, чем апостолы, являются наставниками христиан. Звучит это, конечно, немного странно и, скорее всего, не совсем убедительно: каким образом может быть чьим бы то ни было наставником человек, который скончался 17 веков назад и при этом не оставил по себе какого-либо письменного наследия?
При ответе на этот вопрос можно вспомнить о многочисленных посмертных чудесах святителя Николая и о том, что он неоднократно являлся верующим, зачастую произнося при этом какие-то назидательные слова. Но такой ответ вряд ли сможет удовлетворить всех, потому что всегда остаются некоторые сомнения относительно достоверности подобных свидетельств. Впрочем, и апостолы, которые оставили по себе письменное наследие, были наставниками верующих не только по этой причине, создавая христианские общины, апостолы являли те духовные дарования, мимо которых было невозможно пройти, которые невозможно было отрицать.
Так и со святителем Николаем: в нём важно не то, что он говорил или делал, а то, что он делает сейчас. Его действия легко поддаются верификации, достаточно лишь начать обращаться к нему в молитве, и ответ не замедлит себя ждать, начнёт происходить то, что можно классифицировать как чудо, в первую очередь, как чудо личного преображения того человека, который обращается к святителю Николаю. В этом святитель Николай подобен апостолу, который через Послание к Евреям выразил суть своего воздействия на учеников, выразил то, к чему в конечном итоге должно приводить наставление в вере и благочестии: «Бог же мира… да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» (Евр. 13, 20–21).
Такое совершенствование было, есть и будет самым великим чудом, на фоне которого меркнут все другие чудеса, и благо, что у нас есть к кому обратиться с просьбой о вхождении в нашу жизнь спасительного действия Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!