В канун Недели 26-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение в Никольском храме Углича

свящ. Сергий Савенков
Фото

18 декабря 2021 года, в канун Недели 26-й по Пятидесятнице и дня памяти святителя Николая Чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Никольском храме города Углича.

В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии Антон Антонович Соболевский был удостоен медали Переславской епархии преподобного Даниила Переславского III степени.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Борис, дорогие отцы, братья и сёстры!

Сердечно вас всех поздравляю с наступающим воскресным днём и с днём памяти святителя Николая Чудотворца!

В кондаке, посвящённом святителю Николаю, есть удивительные и странные слова: «Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих». В этих словах мы видим, что святитель назван преподобным, тогда как в традиции Церкви это слово обычно применяется лишь к прославленным своей святостью монахам, но не архиереям, святых архиереев Церковь называет «святителями». Получается, что Николай Чудотворец сумел пройти как минимум двумя евангельскими тесными путями, ведущими к святости: путём архиерейского служения людям и путём монашеского уподобления Воплощённому Богу.

На первый взгляд в этом нет ничего особенного, но если попытаться приложить это к нам самим, то сразу же возникают недоумения. Архиерейство — это общественное служение, любой архиерей призван к тому, чтобы целиком и без остатка отдавать себя своей пастве. То, что естественно и допустимо для обычного человека, скажем, отдых и забота о себе, для архиерея является если не грехом, то, как минимум, предвестником греха, и свидетель тому — совесть. А монашество, напротив, состоит в уклонении от каких бы то ни было общественных обязательств ради уединённого молитвенного и аскетического подвига. Совместить в одной личности первое и второе почти никому не удаётся. Точно также, как не удаётся совместить многодетному отцу заботу о своей семье и длительную келейную молитву. Впрочем, те, кто сумел реализовать такое совмещение в своей жизни, хоть и очень редко, но встречаются, они вызывают не меньшее удивление, чем святитель Николай.

Тот же самый кондак, как мы слышали, говорит и о том, что святитель Николай положил свою душу о людях своих, то есть за свою паству. «Положил душу», то есть умер. Обычно так говорят о мучениках. Получается, что в лице Николая Чудотворца Церковь видит не только святителя и преподобного, но ещё и мученика. Здесь возникает закономерный вопрос: как это возможно? Ведь мы все знаем, что святитель Николай умер своей смертью, он не был убит, он не подвергался пыткам, и вообще, его жизнь была в этом смысле абсолютно ровной и спокойной. Но тем не менее Церковь словами кондака называет его мучеником. Этот факт указывает нам на очень важный аспект мученичества: оказывается, что мученичество не обязательно предполагает под собой насильственную смерть, оказывается, мученичество может быть бескровным, оказывается, что мученичество связано не столько с насильственной смертью, сколько с исполнением Евангелия.

Из этого можно сделать ещё один вывод: исполнение Евангелия Христова с точки зрения мужества, для этого необходимого, равно исповеданию Христа даже до смерти. А вслед за этим можно сделать ещё один очень важный в практическом смысле вывод: если мы, живя христианской жизнью, не напрягаем всех сил души и тела, то это означает что мы не идём вслед Христу. То есть мы в таком случае не идём по пути спасения, потому что христианство не может быть комфортным, христианская жизнь — это всегда вызов для тех, кто ей живёт.

Мне бы хотелось пожелать, чтобы мы с вами всегда об этом помнили, чтобы молитвами святителя Николая, Чудотворца Мирликийского, у нас с вами было желание, стремление и силы следовать по тому пути, который обозначило для нас Евангелие Христово!

Похожие публикации