В канун дня памяти святителя Николая Чудотворца епископ Феоктист совершил всенощное бдение в Никольском храме Углича

свящ. Сергий Савенков
Фото

18 декабря 2020 года, в канун дня памяти святителя Николая Чудотворца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Никольском храме города Углича.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Борис, честные отцы, дорогие братья и сестры сердечно поздравляю вас с днём памяти самого любимого для всех нас святителя Николая Мирликийского.

Для нас с отцом Борисом стало совершенно очевидным, что этот восстанавливающийся храм нуждается в наших молитвах, а мы, в свою очередь, нуждаемся в предстательстве святителя Николая. Поскольку интересы храма и всех нас совпали, мы все здесь собрались.

Вы знаете начало тропаря святителю «Правило веры…» Мы прославляем его как человека, который исповедовал и сохранил правильную православную христианскую веру. В 5-й главе Послания к Евреям апостол Павел пишет: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» (Евр. 5, 12-13).

Известно, что неверующих среди иудеев не было, все они веровали во Единого Истинного Бога, этот вопрос не вызывал у них никаких сомнений. Но такую веру Послание к Евреям называет «молоком», то есть детской пищей, такая вера подобна той базовой пище, которой питаются все люди в младенчестве. А младенчество, как известно, не может продолжаться вечно, из него надо постепенно переходить во взрослое состояния с соответствующим этому состоянию рационом питания. Такой переход — вопрос времени.

Эту понятную для каждого человека истину, Послание к Евреям переносит на возрастание в вере. Здесь вера в Бога — молоко, а твёрдая пища — вера во Христа. Но не та вера в Мессию, которая свойственна иудаизму, а та, которая вытекает из откровения Христа о Самом Себе, то есть из Евангелия.

Впрочем, некоторые древние толкователи видели в этих словах Послания к Евреям нечто большее, в частности, под молоком они понимали «слово об униженном состоянии Христа», а под твёрдой пищей — «высшие догматы учения». Так, к примеру, толковал эти слова Евфимий Зигабен. Нечто близкое к такому пониманию предлагал и святитель Иоанн Златоуст.

Их прочтение помогает нам отнести слова Послания к современным нам реалиям и к тем людям, которые регулярно посещают христианские храмы, участвуют в таинствах и по праву считают себя православными христианами, говорят о самих себе как о верующих людях: ни для кого не секрет, что многие христиане десятилетиями ходят на богослужения, но при этом не предпринимают никаких усилий для того, чтобы попытаться глубже понять те слова, которые они слышат на службах. Также ни для кого не секрет, что если задать нашим прихожанам простые вопросы из курса догматического богословия, то ответы могут оказаться крайне непредсказуемыми.

Такие люди навсегда остаются, в лучшем случае, на уровне базового учебника для приходских воскресных школ — на уровне «Закона Божия». Так не должно быть. Каждый из нас должен быть готов к тому, чтобы, по слову апостола Петра, «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). Этот апостольский призыв адресован не только к священнослужителям, он адресован ко всем христианам. Благо, сегодня у нас нет недостатка в литературе, но, к сожалению, зачастую не хватает интереса, желания и мотивации.

Я очень надеюсь, что молитвами святителя Николая в каждом из нас будет решимость погружать свой ум в предмет нашей веры. Изучать её, познавать и становиться верующими во Христа не только на словах, но и на деле, всем естеством постигая христианство.

Похожие публикации