14 мая 2023 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, день памяти Андрониковской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Христос воскресе!
Дорогая матушка Даниила, отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с воскресным днём и с днём чествования Андрониковской иконы Пресвятой Богородицы!
Сегодня Церковь предлагает нам сосредоточиться на размышлении о встрече Господа Иисуса Христа с самарянской женщиной у колодца в Сихеме. Эта история совершенно потрясающая с очень многих точек зрения. Во-первых, потрясает то, что Господь вообще стал говорить с этой женщиной, во-вторых, потрясают глубина их беседы и те темы, которые затронул Спаситель, в-третьих, потрясает реакция самарянки на слова Христа.
Евангелие довольно чётко проводит черту между тем, что Господь говорил, обращаясь к народу и тем, что Он возвещал узкому кругу апостолов, и, конечно же, отличаются Его речи, сказанные в беседах со скептически настроенными иудеями. Беседа с самарянкой стоит особняком, этой женщине Христос сказал не об общих принципах евангельской нравственности, а о сокровенной сути Своего учения, то есть Он говорил с ней так, как говорил с апостолами. Но апостолом она не была. Она была иноплеменницей, она была женщиной и она, как мы узнаем из Евангелия, была грешницей со множеством бывших мужей и с сожителем, который не был её мужем, то есть она была, как кажется, максимально неподходящим человеком для возвещения глубинной сути Христова учения, но тем не менее именно ей его возвещает Господь.
Это приводит нас к мысли, что все те формальные признаки, по которым мы определяем тех, кто способен постигнуть Христовы слова, оказываются ошибочными. Оказывается, что в человеке для восприятия глубины Христовых слов должно быть нечто иное, то, что было в самарянке, то, что на первый взгляд незаметно. И нам, если мы хотим воспринять евангельскую глубину, стоит попытаться понять, что же именно имела в себе самарянка, отличающее её от множества других людей.
Рискну предположить, что ответ нам даёт финал нынешнего евангельского отрывка, а именно, слова апостола Иоанна Богослова: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала» (Ин. 5:39). «Всё, что она сделала» — из самой беседы мы знаем, что за этими словами кроется указание Спасителя на грех самарянки. Здесь стоит вспомнить, каким образом большинство людей реагирует на обличение собственных грехов кем-то внешним: даже если мы сами осознаем в себе грех, то указание на него со стороны воспринимается нами как тяжёлое оскорбление, и если мы кому-либо рассказываем о таковом обличении, то делаем это в совершенно иной форме, мы передаём своё возмущение такой, как кажется, слишком жестокой откровенностью, и, вместе с этим, мы находим слова, которые помогают нам оправдать самих себя и объяснить причины возникновения греха, а ещё у нас возникает обида на того, кто был столь неаккуратен и обличил наш грех.
Самарянка же поступает совершенно иным образом: она радуется. А это говорит о том, что она не воспринимает свои грехи как часть своей личности, она с ними не сливается, и с радостью расстаётся с ними. С ней происходит то, что мы называем покаянием. Многие из нас десятилетиями не могут пройти к этому состоянию, самарянке же для покаяния хватает нескольких минут, и это делает её почти что уникальным человеком, и это же даёт ей возможность воспринять слова Христа во всей их глубине и полноте.
Её пример приводит нас к пониманию того, что без подобного духовного устроения слова Евангелия будут оставаться для нас чем-то внешним и не вполне понятным, а потому всем нам стоит молиться о том, чтобы и в нас жила готовность с такой же лёгкостью расстаться с теми грехами, которые мы склонны считать неотъемлемой частью своей личности.