В праздник Светлого Христова Воскресения епископ Феоктист совершил великую вечерню в Даниловом монастыре

свящ. Михаил Васильковский, Дмитрий Ухоботов
Фото

Вечером 16 апреля 2023 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Пасхальную великую вечерню в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

На малом входе к празднику Святой Пасхи 2023 года ряд священнослужителей епархии были удостоены иерархических наград.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы» был удостоен:

  • протоиерей Михаил Лазарев, настоятель храма Преображения Господня с. Купанское Переславского района.

Права ношения наперсного креста с украшениями были удостоены:

  • иеромонах Илия (Кропанов), клирик Свято-Троицкого Данилова монастыря г. Переславля-Залесского;
  • протоиерей Андрей Уфимцев, настоятель храма Сретения Господня г. Переславля-Залесского.

Архиерейским указом права ношения наперсного креста золотого цвета был удостоен:

  • священник Вадим Григорьев, клирик Владимирского кафедрального собора г. Переславля-Залесского.

По окончании богослужения во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения священник Сергий Дмитриев, настоятель храма прп. Сергия Радонежского г. Переславля-Залесского, и протодиакон Николай Мальцев, клирик Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского, были удостоены медали прп. Даниила Переславского III степени.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения монахиня Евфросиния (Студентова), старшая сестра Горицкого архиерейского монастырского подворья г. Переславля-Залесского, была удостоена медали прп. Даниила Переславского III степени.

Иподиакон Иоанн Лебедев, иподиакон Андрей Керенских, иподиакон Сергий Григорьев и чтец Сергий Танчинец были удостоены архиерейских грамот.

Затем владыка обратился к собравшимся:

— Христос воскресе!

На этих словах, которые мы сегодня уже успели произнести бесчисленное множество раз, можно было бы остановиться, но мне хочется продолжить и сказать несколько слов по поводу того евангельского чтения, которое прозвучало за только что совершённой великой Пасхальной вечерней.

Это чтение абсолютно уникально: как правило, в наших храмах за воскресным всенощным бдением оно звучит в несколько ином, более пространном, формате — рассказывается не только о сомнениях апостола Фомы, но и о его уверении, нынешний же отрывок обрывается после ответа Фомы другим апостолам, видевшим Воскресшего Христа. Кажется, что в этом есть некоторая нарочитая недосказанность, тем более что мы привыкли слышать продолжение истории апостола Фомы. Но Евангелие пасхальной вечерни на этом заканчивается, что само по себе прекрасный повод поразмышлять о том, по какой причине возникло такое церковное установление.

Первый и самый очевидный ответ заключается в том, что услышанная нами сегодня история произошла вечером в сам день Христова Воскресения, то есть в то самое время, в которое мы ежегодно собираемся в храмах с тем, чтобы разделить друг с другом пасхальное ликование, тогда как апостол Фома уверовал лишь через неделю, о чём мы, конечно же, прекрасно помним.

Но мне кажется, что есть у этого отрывка и иной, более глубокий смысл, который состоит в том, что вера в Христово Воскресение далеко не всегда приходит к человеку мгновенно, в большинстве же случаев она растёт в человеке как упоминаемое в Евангелии от Марка Христом Спасителем зерно в притче о невидимом семени: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4, 26–28).

О таком возрастании в вере говорили и многие святые, в качестве примера достаточно вспомнить прекрасно всем известные и множество раз процитированные слова святителя Василия Великого, который сказал о том, что существует три причины богопочитания: страх, ожидание награды и любовь. Эти три причины являют своего рода лестницу духовного восхождения, по ступеням которой необходимо пройти каждому стремящемуся к соединению со Христом человеку. Есть аналогичные ступени и у веры в Христово Воскресение: поначалу эта евангельская весть воспринимается со скепсисом, именно на этом этапе, как мы знаем, многие и остаются, потом приходит принятие факта Воскресения как некой симпатичной, но отвлечённой концепции, и только вслед за этим Христово Воскресение проникает в сердце человека и начинает менять его жизнь. Рассказывая о скепсисе апостола Фомы, Церковь каждому из нас адресует вопрос: чем для нас является Христово Воскресение? Найти ответ на этот вопрос не так-то просто, ответ, как правило, не приходит в спокойной и размеренной обстановке, его невозможно отыскать через размышления и чтение, он рождается только под воздействием различного рода кризисов, тогда, когда человек вынужден задумываться о себе самом и о своей жизни.

Я хочу пожелать всем нам, чтобы все те неприятности, которые неизбежно случаются в нашей жизни, все сложности, с которыми нам приходится сталкиваться, в конечном итоге приводили нас к укреплению веры в Христово Воскресение. Дай Бог, чтобы мы с вами сумели в своей жизни проделать тот путь, который, благодаря исключительному содействию Господа нашего Иисуса Христа, апостол Фома сумел пройти за неделю. И дай Бог, чтобы в конечном итоге наша жизнь была увенчана идущими из глубины сердца словами апостола Фомы, обращёнными ко Христу: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20, 28).

Похожие публикации