В праздник Входа Господня в Иерусалим епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

9 апреля 2023 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Вербное воскресение, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— В апостольских посланиях немало воспоминаний или же размышлений о крестных Страданиях Господа Иисуса Христа, немало и воспоминаний о Его Смерти. Но в день праздника Входа Господня в Иерусалим, в день, с которого начался крестный путь нашего Спасителя, Церковь избрала для чтения за Литургией совершенно иной апостольский отрывок, такой, который не имеет никакого отношения к Страданиям Христа.

Это отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Филиппийцам, он начинается с призыва к всегдашней радости о Господе, призыва, усиленного двукратным повторением: «Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4). В следующем стихе апостол Павел раскрывает причину, которая должна служить источником непрестанной радости: «Господь близко» (Флп. 4, 5). Апостол Павел писал эти слова из собственного опыта и из опыта других христиан: Господь, действительно, близко. Для встречи с Ним нет необходимости куда-то идти или ехать, достаточно обратиться к Нему с искренней молитвой, идущей из глубины сердца, именно это и предлагает сделать апостол Павел в следующем стихе своего Послания к Филиппийцам: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4, 6–7). Все очень просто: если есть у нас какая-то проблема, печаль или нечто подобное, то не стоит кидаться в поиск решения человеческими силами — в первую очередь необходимо «открыть свои желания пред Богом».

Но дальше начинается самое интересное: апостол не написал, что все проблемы тотчас будут решены, он написал о другом, о том, что «мир Божий соблюдёт сердца и помышления во Христе Иисусе». Эти слова говорят о том, что есть у христиан высшая ценность — быть со Христом, и именно эту высшую ценность помогает сохранить молитва. А ещё эти слова нам напоминают о том, что мы все и так прекрасно знаем, но по какой-то причине склонны забывать: устранение проблем и житейских печалей вовсе не означает того, что, избавившись от них, человек останется со Христом.

Можно привести банальный пример: предположим, что кто-то отчаянно нуждается в деньгах, и, будучи движим нуждой, человек принимает решение совершить кражу. Предположим, что всё пройдёт благополучно, он не будет пойман, и у него в руках окажутся столь необходимые ему денежные средства. Но пребудет ли он после этого со Христом? Ответ мы все знаем. Эту логику можно распространить и на многие иные сложные ситуации нашей жизни: решение той или иной проблемы вовсе не означает, что человек останется со Христом, тогда как для христиан пребывание со Христом имеет важнейшей значение, всё прочее для нас должно быть второстепенным.

Но почему именно этот апостольский отрывок читается в праздник Входа Господня в Иерусалим?

Этот вопрос, конечно, оставляет нам пространство для размышлений и предположений. Моя же версия состоит в следующем. Для Самого Христа высшим приоритетом было исполнение воли Бога-Отца, об этом Он говорил неоднократно, к примеру, в Евангелии от Иоанна мы находим такие слова Спасителя: «Ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6, 38). Конечно же, Господь не только говорил об этом, Он и поступал соответствующим образом. Вход Господень в Иерусалим — это путь ко Кресту. И Спаситель прекрасно осознавал этот факт. Но тем не менее Он не уклонился, не попытался где-то спрятаться, изменить Своему великому Делу, Он предпочёл смерть измене воле Бога-Отца. Его верность Богу-Отцу, конечно же, пример для любого человека. Апостол Павел без упоминания Христовых Страданий сумел выразить именно эту мысль, и дай Бог, чтобы мысли апостола стали нашими мыслями.

Похожие публикации