В день памяти Сорока Севастийских мучеников епископ Феоктист совершил Литургию в Сорокосвятском храме

свящ. Михаил Васильковский
Фото

21 марта 2023 года, в день памяти Сорока Севастийских мучеников, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров в одноимённом храме города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Иоанн, отцы, братья и сёстры, поздравляю вас с днём памяти святых сорока Севастийских мучеников!

С самого раннего этапа своего исторического бытия Церковь Христова строилась на крови мучеников, и мы все прекрасно знаем этот факт, знаем мы и то, что само по себе совершение Литургии невозможно без частичек мощей святых мучеников — мы влагаем их мощи в наши престолы и антиминсы. Уже одно это должно нам указывать на то, что христианство невозможно без мученичества. Но вот что любопытно: если наши предшественники в вере прекрасно осознавали значение мученического подвига, то наши современники и мы сами зачастую пребываем в некоторой растерянности по этому поводу, и если в нашей жизни возникает малейший дискомфорт, вызванный верой во Христа, то нам начинает казаться, что Бог от нас отвернулся, и всё идёт не так, как оно должно идти. Совершенно очевидно, что за такими ощущениями стоит определённая мировоззренческая парадигма, определённое восприятие Бога, и нам стоит задуматься о том, какое же это восприятие.

Зачастую мы ожидаем от Бога, что Он нам в силу нашего старания исполнять Его заповеди и делать то, что предписывает Церковь, будет во всём помогать и всегда поддерживать, ожидаем, что Бог будет на нашей стороне, а если этого не происходит, то нам начинает казаться, что Бог от нас отвернулся, и что все наши действия, направленные на богоугождение, не имеют никакой силы. Некоторые в своих размышлениях идут дальше, и приходят к выводу, что такой Бог им не нужен, или же к выводу о том, что Бога и вовсе не существует. Иногда эта последняя мысль бывает выражена в таких словах: «Я молился, я от всего сердца просил Бога, чтобы Он мне помог, а Он этого не сделал, значит, Его нет, а все молитвы и учение Церкви — обман и пустой звук».

Если сравнить такое отношение к Богу с отношением язычников к своим богам, то мы не заметим особой разницы: и первые, и вторые ожидают, что правильный ритуал будет залогом того, что Бог или боги начнут во всём благоволить человеку, через что человек сделается со всех сторон успешным и благополучным; тогда как христианство совершенно иначе представляет себе Бога и Его отношение к человеку. Если на страницах Ветхого Завета мы кое-где можем найти отголоски языческого представления о Боге, то Новый Завет через евангельские слова Господа нашего Иисуса Христа даёт нам совершенно однозначную картину: Богу нужно не наше земное благополучие, а блаженная вечность, к которой Он каждого из нас ведёт своим уникальным путём.

Конечно, у всякого человека есть свободная воля, а потому мы можем и не достигнуть Небесного Царства в том случае, если начнём отчаянно сопротивляться Божией воле о нас, а соблазн начать оказывать сопротивление есть, ведь наша собственная воля стремится к благополучию здесь и сейчас, тогда как на такое благополучие может не быть воли Божией в том случае, если это конкретному человеку не полезно с точки зрения вечности. Потому то нам так неприятны некоторые церковные установления, нам непонятен подвиг мучеников, нам странно, когда случаются конфликты с другими людьми, мы ищем успокоения и не находим его, всегда есть то, что вызывает некоторый дискомфорт. И во всём этом — воля Божия. Бог через множество досадных для нас сторон нашего бытия учит нас искать не своей выгоды и не своего комфорта, а исключительно исполнения Его благой и всесовершенной воли, если человек сумеет переосмыслить свой взгляд на Бога, на мир и на самого себя, то несмотря на все сложности он ощутит в своём сердце предвосхищения вечного блаженства, и ему станут не страшны какие бы то ни было невзгоды, а подвиг мучеников станет понятным и естественным.

Я хочу пожелать всем нам, чтобы мы, молитвами сорока мучеников Севастийских и всех от века просиявших святых сумели обрести успокоение в Боге, чтобы нашли в себе силы подчиниться воле Божией о нас, и через это достигли обетованного нам Христова Царства!

Похожие публикации