В Неделю 2-ю Великого поста епископ Феоктист совершил великое освящение Смоленского храма Богоявленского монастыря

свящ. Сергий Савенков
Фото

12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил чин великого освящения храма Смоленской иконы Божией Матери Богоявленского женского монастыря и возглавил Литургию в новоосвящённом храме.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения клирик Богоявленского женского монастыря священник Георгий Шубин был удостоен медали прп. Даниила Переславского III степени.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка Антонина, отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с воскресным днём, с днём памяти святителя Григория Паламы, а также с великим освящением ещё одного храма нашего древнего и многострадального Богоявленского монастыря!

Я хочу обратить ваше внимание на прозвучавший сегодня отрывок из конца первой и начала второй главы Послания апостола Павла к Евреям, этот отрывок по большей мере состоял из воспроизведения слов Псалтыри царя Давида, что, конечно же, неудивительно, если помнить о первоначальных адресатах послания — евреях — они прекрасно знали эту книгу, а потому Псалтырь была использована апостолом для приведения аргументов по очень важному вопросу: что является более значимым — Ветхий Завет или слова Христа? К чему должно быть больше доверия? Что необходимо исполнять в первую очередь?

Для народа Израиля Моисей и его книги были абсолютным и непререкаемым авторитетом. До сих пор религиозная мысль иудаизма базируется на том, что написано в Пятикнижии. В сравнении с этими книгами всё прочее — и остальные библейские книги, и толкования — вторично. Причина такого отношения к словам Моисея понятна: ведь сам еврейский народ как единая национальная общность сформировался во время странствования по пустыни, его основным законом стал закон, который получил от Бога Моисей в начале этого непростого путешествия. Люди много столетий старались жить по этому закону, он стал неотъемлемой частью народной жизни, вокруг него выстроились различные традиции и обычаи, конечно, не всегда всё было гладко, случались и уклонения от закона, но общая канва была именно такой. Более того, именно закон Моисея позволил народу Израиля сохранить свою самобытность и не смешаться с окружающими его языческими племенами. Впрочем, ко времени Христова Пришествия, часть израильского народа была утрачена, виной тому послужил ассирийский плен, из которого не вернулись десять северных израильских колен. У этого исчезновения в плену были свои причины: десять колен отошли от Иерусалима как политически, так и религиозно. И первое, и второе было оправдано историческими причинами, но религиозное отделение было прямым нарушением закона Моисея, следовательно, сохранившие себя евреи прекрасно понимали, что уклонение от постановлений Пятикнижия не только чревато наказаниями от Бога, оно способно и вовсе уничтожить народ. Вообще, всякий раз, когда Израиль грубо нарушал этот закон, он подвергался неизбежному наказанию от Бога. Все израильтяне прекрасно об этом помнили. Это была в буквальном смысле генетическая память.

Каким образом можно было проповедовать христианство этим людям? Ведь христианство говорит о том, что закон Моисея утратил своё довлеющее значение, конечно, не в смысле нравственных истин, они были, есть и будут непреложны, а в смысле обрядов и жертвоприношений. Но израильтяне прекрасно знали, что с ними бывает, если они перестают соблюдать этот закон. Как быть? Один из возможных путей предлагает Послание к Евреям: оно через Священное Писание Ветхого Завета доказывает, что Христос выше всех, что Он Бог, а потому Его слово несравненно выше слов Моисея, выше оно и ангельского благовестия. Апостол задаётся риторическим вопросом: если за неисполнение повелений Ветхого Завета было неизбежное наказание, то, что будет, если ослушаться Христа, ведь Он не ангел и не человек, Он — Воплощённый Бог? Ответ ясен, он очевиден для всякого разумного человека.

Конечно же, не может не возникнуть вопрос о том, почему сегодня — во второй воскресный день Великого поста — Церковь предлагает нам для назидания эти слова апостольского Послания к Евреям, ведь для нас совершенно очевиден приоритет слов Христа над всеми иными высказываниями Священного Писания. Ответ, пожалуй, может быть только одним: через напоминание нам слов апостола Павла Церковь призывает всех нас задуматься о том, что является нашим истинным, а не только декларируемым приоритетом. Действительно ли это слова Христа? Или всё же нечто иное? Великий пост посвящен не только подготовке к встрече Светлого Христова Воскресения, но ещё и тому, чтобы каждый из нас смог очистить свою жизнь от всего наносного ради того, чтобы центром нашей жизни стал Христос и Его Евангелие. И дай нам всем Бог крепости веры и разума, дабы мы сумели достигнуть этой цели!

Похожие публикации