В день памяти великомученика Феодора Стратилата епископ Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

21 февраля 2023 года, в день отдания праздника Сретения Господня и день памяти великомученика Феодора Стратилата, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.

Во внимание к помощи в восстановлении собора вмч. Феодора Стратилата Феодоровского женского монастыря Владимир Николаевич Мулов, ведущий аналитик Федеральной службы судебных приставов России, был удостоен Ордена Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского III степени; Сергей Борисович Кузнецов — медали прп. Даниила Переславского I степени; Виктор Викторович Клинишев — медали прп. Даниила Переславского III степени.

Также были вручены свидетельства государственного образца «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» сестрам обители:

  • настоятельнице Феодоровского женского монастыря игумение Данииле (Севериненко);
  • монахине Варваре (Лазаревой);
  • послушнице Ксении Тарасовой;
  • послушнице Марине Горбуновой;
  • Нине Меркуловой.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогая матушка Даниила, отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с днём памяти святого великомученика Феодора Стратилата!

Находясь в Христовой Церкви и постоянно обращаясь к опыту святых, мы с вами во многом привыкли к тому, что Церковь регулярно, фактически каждый день, совершает молитвенное воспоминание тех или иных мучеников. Привыкли мы и к описаниям их страданий, ну а обилие в церковных святцах имён мучеников привело к тому, что их подвиг веры стал для нас чем-то обыденным и привычным, а сами их образы смешались друг с другом. Во многом свою роль в этом сыграл и тот факт, что их жития создавались по определённому канону, и потому во многом схожи между собой. То же самое можно сказать и в отношении иконописного канона: древние святые мученики традиционно изображаются по одному и тому же шаблону, отличить их иконописные изображения друг от друга чаще всего возможно лишь по надписанию.

Всё это в совокупности приводит церковного человека к некоторому равнодушию относительно древних мучеников, и если в отношении более близких к нам по времени святых многие из нас могут сказать об их участии в нашей жизни, то сказать подобное о древних мучениках могут, пожалуй, лишь те, кто носит их имена, в остальных же случаях для нас это просто некие, фактически обезличенные, святые. С одной стороны, это довольно печально. С другой — вполне естественно, особенно если вспомнить об общем количестве прославленных Церковью святых, иметь тесное общение с каждым из них попросту невозможно, как невозможно иметь такое общение с каждым знакомым нам лично человеком.

Мы — христиане — представляем собой статистическое меньшинство, и в этом легко убедиться: даже в таком небольшом городе, как Переславль, мало кто знает, что здесь находится центр нашей епархии, и мало кто, знает, как выглядит местный архиерей. Когда мы выходим за церковную ограду, то оказываемся в принципиально иной среде, той, в которой, как кажется, нет места христианству, и сами мы воспринимаемся там как нечто инородное. Для многих молодых людей такое положение дел представляет собой определённый вызов: если абсолютное большинство живёт отличными от христианства принципами и идеями, то, может быть, мы ошибаемся? Может, правы не мы со своей верой, а те, кого больше, те, кто живёт без соотнесения своей жизни с евангельскими идеалами? Впрочем, опыт показывает, что подобные мысли приходят на ум не только юношам и девушкам, с ними сталкиваются и взрослые люди, в том числе, те, кто принял монашеское пострижение и священный сан. Жить под давлением большинства довольно непросто, и надо это честно признать. Но не ошибаемся ли мы тогда, когда говорим о себе как о меньшинстве? Да, если обращать внимание лишь на статистику, то здесь нет никакой ошибки, если же от статистики перейти к размышлениям об общем количестве святых, то картина станет принципиально иной: святых много, их настолько много, что никакой человек не способен вместить себя не только всю информацию об их жизни, но и сами их имена. Церковь нам настойчиво рекомендует обращать внимание именно на этих людей, и, размышляя о своём месте в мире, думать именно о сонме прославленных Церковью святых, и, конечно же, в первую очередь о тех из них, кто засвидетельствовал свою веру пролитием крови за имя Христово.

Я знаю, что монашеское делание, особенно в женском монастыре, — тяжёлое и сопряжённое со множеством самых разных искушений занятие. Хочу пожелать вам, дорогие сёстры, помнить, что вы не одиноки, что у вас есть бесчисленное множество святых, которые всегда готовы вас поддержать, в том числе и примером своей жизни, и первый среди них — святой великомученик Феодор Стратилат. Дай Бог, чтобы ваше бескровное монашеское мученичество привело вас к вечной славе Царства Небесного так, как святого Феодора привело туда пролитие крови ради Христа!

Похожие публикации