В канун Недели о Страшном суде епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

18 февраля 2023 года, в канун Недели о Страшном суде, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём, который на языке церковного богослужения именуется Неделей о Страшном суде!

О том, что будет суд над каждым человеком, нам возвестил наш Спаситель и Бог Иисус Христос, у нас нет никаких оснований Ему не верить, и потому мы всматриваемся в евангельские слова о суде, стараемся тщательно о них размышлять и предпринимать усилия с тем, чтобы грядущий суд не погубил наши души.

Заглядывая внутрь себя, давая честную и, по возможности, непредвзятую оценку своей жизни без сопоставления её с жизнью кого-либо другого, невозможно не ужаснуться собственному состоянию. Собственно, всё сегодняшнее богослужение проникнуто этим ужасом, в течение всенощного бдения мы неоднократно слышали слова о трепете, о плаче и о рыдании.

Но вместе с этим все богослужебные слова, которые об этом говорят, имеют своим конечным выводом упование на бесконечное милосердие Божие. И такой подход, конечно же, в высшей степени справедлив и оправдан: вместе с возвещением суда наш Господь возвещал и милость Божию. А потому всякий христианин непрестанно балансирует между ужасом от самого себя и осознанием величия божественного милосердия. Мы стараемся очищать свои души, стараемся сохранять себя от греха, но вместе с этим мы не можем не видеть, что падшее человеческое естество оказывает на нас своё довлеющее действие, мы им скованы и не в состоянии в полной мере следовать словам Христовым.

Господь это всё знал и понимал, ведь Он был в полной мере Человеком, и потому Он показал нам тот путь, который способен привести нас в Небесное Царство вместе с нашим падшим естеством: это путь подражания милосердию Бога. Завтра во всех наших храмах прозвучит отрывок Евангелия от Матфея, в котором Господь изложил принципы грядущего суда, и, как мы все помним, суть этих принципов проста, её замечательно выразил в своём Соборном послании апостол Иаков: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2, 13). Всё очень просто: если человек не способен к милости, то и Бог окажется неспособным к проявлению милосердия к такому человеку. Мы все об этом знаем и помним.

Проблема же состоит в понимании того, что включается в понятие милосердия и какие конкретные проявления оно имеет. С одной стороны, у нас есть прямые указания Спасителя: накормить голодных, принять странствующих, утешить плачущих, навестить больных и находящихся в тюремном заключении. С другой, интуитивно любой нравственно здоровый человек понимает, что этим милосердие не ограничивается, более того, понимаем мы и то, что все эти, предписанные Христом действия можно осуществлять различными способами, в том числе и такими, которые будут крайне жестокими и вместо облегчения участи тех, кому трудно, они принесут им ещё большую муку. А потому в основе любого действия, направленного на помощь другому человеку, должно лежать не только осознание таковой необходимости, но и любовь к Богу и человеку, которую невозможно обрести без стремления к сердечной чистоте.

И дай Бог, чтобы все мы с вами имели такое стремление, и сумели его стяжать с тем, чтобы любовь Бога и Отца научила нас быть поистине милосердными!

Похожие публикации