В день памяти князя Романа Угличского епископ Феоктист совершил Литургию в храме царевича Димитрия «на поле» в Угличе

свящ. Сергий Савенков
Фото

16 февраля 2022 года, в день памяти благоверного князя Романа Угличского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме царевича Димитрия «на поле» города Углича.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с днём памяти святого благоверного князя Романа Угличского!

В прозвучавшем сегодня отрывке Первого соборного послания апостол Иоанн Богослов высказал очень любопытную и важную мысль о том, что верующие во Христа люди имеют внутри себя свидетельство истинности своей веры: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своём» (1 Ин. 5, 10).

Действительно, верующий во Христа человек прекрасно осознаёт действия Бога в самом себе, но при этом рассказ о таких действиях будет принят как достоверный только другим верующим человеком, а те, кто веры не имеют, воспримут его как некий самообман или же как простое совпадение. Апостол Иоанн неслучайно использует здесь слово «свидетельство», которое, с одной стороны, имеет отношение к чему-то внешнему по отношению к самому человеку, но при этом основано на предшествующем опыте. Внутреннее свидетельство, получаемое верующими от Бога, можно сравнить с глубоким пониманием физических процессов, которым обладают учёные: для того, кто не имеет достаточной глубины познания физики, эти процессы могут быть или незаметными, или же они будут восприниматься как нечто случайное и не имеющее в себе никакой закономерности. Для того, чтобы обрести способность видеть суть происходящего в физическом мире, необходимо долго учиться и обретать соответствующий опыт, до той поры, пока человек не получит необходимую научную базу, с ним нет никакого смысла всерьёз обсуждать устройство видимого мира.

Так происходит и с верой во Христа, а потому любые наши слова могут быть подвергнуты критике со стороны тех, кто не имеет соответствующего опыта веры. Христовы апостолы прекрасно понимали эту закономерность, именно по этой причине их проповедь строилась не на словах, а на «явлении духа и силы», так, как об этом написал апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на  мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2, 4-5). Любое слово может быть скомпрометировано, кроме того слова, которое подтверждено делами, в случае с верой во Христа дела представляют собой явление силы Божией в жизни человека. Поэтому, когда мы размышляем о проповеди среди своих близких, нам стоит задуматься именно о том, каким образом через нас действует Бог. Конечно же, здесь речь идёт не о каких-то чрезвычайных чудесах и знамениях, а о внутреннем изменении верующего во Христа человека, которое позволяет ему поступать не по привычным законам мира, а по законам Евангелия, то есть, в первую очередь, хранить себя от всякого сознательного греха.

Именно об этом, размышляя о внутреннем свидетельстве от Бога, и написал апостол Иоанн Богослов: «Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5, 18). Познание воли Божией и следование ей, проявляющееся в уклонении от греха, — вот то самое «явление силы и духа», которое даёт силу словам верующего во Христа человека и делает явным для всех его внутреннее свидетельство от Бога.

Святой благоверный князь Роман — прекрасный пример того, каким образом слова апостола Иоанна Богослова осуществлялись на деле в жизни святого, и пусть же Господь всех приведёт в ту же меру праведности, которую стяжал благоверный князь!

Похожие публикации