16 июня 2024 года, в Неделю 7‑ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, и день празднования перенесения мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме царевича Димитрия «на поле» в Угличе.
Его Преосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Владимир Бучин, благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), настоятель Воскресенского мужского монастыря игумен Димитрий (Горбатюк), священник Антоний Зверков, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.
В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии медали прп. Даниила Переславского III степени были удостоены:
- Валентина Ивановна Бучина;
- Ольга Николаевна Кознова;
- Андрей Викторович Дунаев;
- Роман Анатольевич Желтов;
- Александр Николаевич Арсеньев.
Архиерейских грамот были удостоены:
- Ольга Валентиновна Комарова;
- Инна Валерьевна Мологина;
- Маргарита Николаевна Лукьянова;
- Анна Васильевна Осипова.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Владимир, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти благоверного царевича Димитрия Угличского!
Легко, радостно, непринуждённо, не чувствуя скуки и не ощущая недостатка сил каждый из нас занимается лишь тем, в чём он видит смысл. Если же смысл не просматривается, то действовать становится значительно сложнее.
Это естественно для человека, и потому особой популярностью среди христиан пользуются нравственные главы Евангелия от Матфея, ведь в них идёт речь об очень, как кажется, простых вещах — о том, что стоит делать, а чего, напротив, стоит избегать. Может показаться, что сказанного в этих главах вполне достаточно, что смысл христианской жизни в том и заключён, чтобы быть евангельски праведным человеком. Но это не совсем так, ведь Евангелие — это не одна, а четыре книги, нельзя взять себе в качестве руководства одну из них или же какой-то фрагмент, Евангелие необходимо воспринимать полностью, в нём нет того, что имело бы меньшее значение в сравнении с другими евангельскими фрагментами.
Сегодня во время Литургии прозвучал совершенно особенный евангельский отрывок: фрагмент Первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа из начала 17й главы Евангелия от Иоанна. В этой молитве Господь сказал о самом значимом и сокровенном, среди прочего Спаситель молился и о Своих учениках. Там же Он дал определение вечной жизни, которое очень непохоже на всё то, что было написано в Евангелии ранее. Господь определил вечную жизнь такими словами: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Но какие практические следствия можно сделать из этой фразы? К каким действиям она нас должна побудить? На эти вопросы нет простых ответов, а потому и само данное здесь Господом Иисусом Христом определение вечной жизни остаётся за рамками осмысления большинства христиан.
Святитель Николай Сербский в отношение этой Христовой фразы сделал очень важное замечание, с его точки зрения, познание Бога — не есть вечная жизнь в её абсолютном смысле, вот его слова: «Познание Бога в этой земной жизни составляет начало и предвкушение жизни вечной. Познание Бога — вот для нас жизнь вечная, пока мы находимся на земле. А какова жизнь вечная в мире ином, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку». Очевидно, что познать Бога в полной мере человек не способен, этот процесс бесконечен, если в земной жизни познание Бога идёт через исследование Писания, через нравственную жизнь и через участие в церковных таинствах, то в мире ином райское блаженство есть ничто иное, как пребывание рядом с Богом и познание Его из опыта личного с Ним общения, не «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно», а «лицем к лицу» (см. 1 Кор. 13, 12).
Есть у святителя Николая и замечательное описание человека, который находится на верном пути и уже начал восходить к богопознанию: «Знает Бога тот, кто ощущает Божие дыхание жизни в себе и повсюду вокруг себя; тот, кто и умом, и сердцем, и душою чувствует величественное и страшное присутствие единого истинного Бога как в природе, так и в жизни людей — и в своей собственной жизни». И здесь, конечно же, нам стоит задать самим себе: а такие ли мы люди? Если нет, если Богу в нашей жизни отведено строго обозначенное место, если ощущение переживания присутствия Бога не пронизывает каждую секунду нашей жизни, то нам стоит подумать о всей своей жизни и постараться через исполнение Христовых заповедей её подкорректировать так, чтобы она вся постепенно превратилась в непрестанное хождение перед Богом. Пусть же чествуемый ныне святой благоверный царевич Димитрий Угличский со всеми святыми от века угодившими Богу нам в этом помогут!