В день памяти блаженной Ксении Петербургской епископ Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском женском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

6 февраля 2023 года, в день памяти блаженной Ксении Петербургской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка вручил дипломы победительницам епархиального тематического конкурса детского творчества «Навстречу Рождеству».

Затем епископ Феоктист обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка Еротиида, дорогие отцы, братья и сёстры!

Очень радостно, что сегодня мы с вами смогли собраться в единственном в пределах нашей епархии храме, освящённом в честь блаженной Ксении Петербургской! С днём памяти этой святой я вас всех, конечно же, сердечно поздравляю!

Жизнь блаженной Ксении, как и вообще любого иного святого, которого Церковь относит к лику блаженных, — это нечто непостижимое для нашего разума. Мы не в состоянии понять, почему Ксения избрала для себя столь странный образ жизни, не были в состоянии это понять и её современники, из жития святой мы знаем, что близкие ей люди предпринимали попытки остановить блаженную, решив, что она после внезапной смерти горячо любимого мужа лишилась разума. Эти предположения оказались ошибочными. Конечно, мы можем подумать, что ей попросту не смогли поставить правильный диагноз, но и эта мысль не будет соответствовать действительности, так как всё житие блаженной Ксении пронизано мыслью о том, что она прекрасно осознавала свои действия. Поэтому нам не остаётся ничего иного, как просто принять её подвиг, принять, что в ряде случаев следование Евангелию Христову может иметь такие формы.

Но вот о чём в этой связи интересно подумать: оглядываясь на наших современников, пытаясь дать оценку их жизни и их соотнесённости с Богом, не ошибаемся ли мы так, как ошибались многие современники блаженной Ксении? «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), а это означает, что путь следования за Христом, в отличие от пути греха, может быть очень особенным и в высшей степени индивидуальным, таким, что он будет непонятен абсолютному большинству людей. Более того, Христос тоже был непонятен абсолютному большинству, можно сказать, что и Его ближайшие ученики не вполне понимали Его, даже им казалось весьма странным то, что Господь говорил и делал. Если так происходило со Христом, и так происходило с множеством святых, особенно с блаженными, то разве у нас есть основания сказать, что сегодня что-то изменилось, и путь святости должен быть понятен для всех? Ответ кажется очевидным: мы не имеем права так полагать. А это означает категорическую невозможность вынесения вердикта относительно чьего бы то ни было христианского пути.

Безусловно, можно сказать, что очевидный грех, совершаемый человеком, явно свидетельствует о том, что человек находится на ложном пути. С одной стороны, это, действительно так. А с другой — не всё то, что мы склонны воспринимать как грех является таковым в очах Божиих. Наверняка, были и есть люди, которые видели грехи в действиях блаженной Ксении, к примеру, при определённом угле зрения можно сказать, что её резкий уход на улицы города с оставлением всего имущества сильно задел её родственников, сказать, что, поступая таким образом, она никоим образом не позаботилась о чувствах своих близких. Но её святость, её отклик на наши молитвы ясно свидетельствуют, что такое воззрение ошибочно, и в случае с блаженной Ксенией это не было тем грехом, который препятствует следованию за Христом и мешает достижению Небесного Царства. Подчеркну: в её случае. Каждый человек индивидуален, у каждого из нас свой путь, и, конечно же, у каждого из нас свой путь богообщения.

Хотелось бы пожелать нам всем помнить об этом, если у нас это получится, то мы сможем избежать самого главного греха — греха осуждения, и, избежав его, мы, по слову Христа, не будем судимы Богом.

Похожие публикации