В канун Недели 33-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском соборе

28 января 2023 года, в канун Недели 33-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!

Все мы сотворены свободными — это христианская аксиома и всем прекрасно известный факт. Конечно, есть те вещи, которые нас так или иначе определяют, а зачастую и довлеют над нами — это наше воспитание, образование, прочитанные книги, язык, на котором мы думаем и говорим, семейные традиции, социальный статус и многое другое. Но тем не менее мы свободны, мы способны отличать доброе от злого, и у нас есть данная Богом сила, позволяющая выбирать добро и благо.

Проблема же состоит в том, что зачастую довольно непросто отличить доброе от злого, благое от вредного. К вопросу различения первого и второго можно подходить с разных позиций. Можно, к примеру, решить, что благо состоит в материально обеспечении своей семьи, следовательно, всё то, что способствует этому процессу — благо, а всё противоположное — зло. А можно решить, что высшее благо — это собственное здоровье, как телесное, так и душевное, и подчинить свою жизнь стремлению к этому благу. Вариантов понимания блага может быть очень много, по сути дела, все наши межличностные конфликты имеют своей основой столкновения различных пониманий блага. Очевидно, что любая этическая система, в основе которой лежит понимание блага как чего-то сугубо личного, ведёт к весьма печальным, а иногда и трагическим последствиям, следовательно, такие этические системы противоречат Христовой заповеди о любви к Богу и ближним. Благо в христианском понимании этого слова не может вести к уменьшению любви, напротив, благо — это то, что способствует её умножению.

Апостолу Павлу была прекрасно знакома проблема человеческих конфликтов, а также сложность в определении блага, и вполне естественно, что он не мог пройти мимо этих вопросов и не предложить своего решения. Вместе с возвещением христианской свободы — «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает» (1 Кор. 10, 23) — в Первом послании к Коринфянам апостол даёт определение и тому благу, стремление к которому исключает возможность большинства межличностных конфликтов, способствуя при этом умножению любви. Свою мысль Павел выразил в таких словах: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24).

Для примера апостол привёл простую бытовую ситуация: поход в гости к нехристианам, которые совершенно не думают о том, какую пищу позволительно есть христианам. Во время земной жизни апостола Павла христианам была разрешена любая не идоложертвенная пища, но язычники могли об этом не знать или же не обращать внимания на эту сторону вопроса, а потому предложить в качестве угощения нечто идоложертвенное, апостол призывает не вдаваться в исследование происхождения того или иного блюда, и есть всё предлагаемое: «Если кто из неверных позовёт вас, и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (1 Кор. 10, 25). Павел не призывал своих духовных чад из Коринфа использовать эту ситуацию для проповеди, по его мнению, проповедь в таких условиях невозможна по той причине, что она неприятным образом затронет совесть и проповедника, и его слушателей, ведь пригласившие к себе христианина язычники постарались устроить всё самым лучшим образом, они попросту не знали о христианском отношении к идоложертвенной пище, и в этом нет их вины, а потому благом будет поступить так, чтобы никоим образом не уязвить совесть потрудившегося ради угощения гостя человека.

Подобным образом, забывая себя и свои интересы, апостол Павел призывал поступать и во всех иных жизненных ситуациях. Да, чаще всего это очень непросто, но и дело спасения — отнюдь не простое. И дай нам всем Бог крепкой веры и чистоты сердечной, дабы мы могли во всём поступать во имя любви к Богу и людям!

Похожие публикации