В Неделю 31-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Феодоровском монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

15 января 2023 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице и день памяти преподобного Серафима Саровского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогая матушка Даниила, отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти преподобного Серафима Саровского!

Сегодня за Литургией прозвучал отрывок из Второго послания апостола Павла к Тимофею, который, как мне кажется, в высшей степени замечательно описывает то, каким образом мы должны относиться как вообще к нашей христианской жизни, так и к её сугубому проявлению — к жизни монашеской.

Христианскую жизнь с её тяготами и сложностями апостол Павел в своих посланиях часто уподоблял войне, в которой христианин сражается с демоническими силами, и спортивному состязанию, в котором христианин выступает в роли участвующего в соревновании атлета. Первую из этих аналогий Церковь усвоила как наилучшим образом подходящую для описания монашеского делания, по этой причине мы при совершении монашеских постригов читаем отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам, в котором идёт речь о брани «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6, 12), да и сами монашеские одежды имеют символическое соответствие с воинским обмундированием того исторического периода, в который происходило формирование монашества.

Во Втором послании к Тимофею апостол Павел использует спортивную аналогию, и говорит о самом себе как о том, кто успешно движется к финишу. На это указывает используемая здесь терминология, которая, к сожалению, звучит невнятно в наиболее известном русском переводе, а потому апостольская фраза «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» звучит не совсем понятно, в частности, не ясно, какое такое «течение» совершил апостол. Если же мы откроем более современные переводы, то всё станет на свои места, в одном из переводов это выражение звучит так: «Я хорошо провёл бой, я пробежал весь забег, я был верен правилам». Несмотря на неполное соответствие греческому оригиналу, этот перевод в полной мере воспроизводит его смысл: апостол Павел призывает смотреть на христианскую жизнь как на состязание со своими правилами и со своими испытаниями.

Вполне естественно, что в ходе любого спортивного соревнования, как и в рамках подготовки к нему, в какой-то момент может возникнуть желание всё бросить, забыть о своих амбициях и вернуться к нормальной человеческой жизни, но победить может лишь тот, кто сумеет преодолеть эти искушения. То же самое справедливо и в отношении христианской жизни: поначалу она кажется очень увлекательной, а всё то, что связано с Церковью, видится новоначальному христианину невероятно красивым, глубоким и мудрым. Кажется, что после вхождения в Церковь человека ждёт нечто совершенно необычайное и чрезвычайно духоподъёмное, но, как и в случае с занятиями спортом, через какое-то время наступает совсем иной этап: динамика исчезает, вместе с ней исчезает и интерес. Чуть позже может начаться и следующий этап, который проявляет себя через отвращение к тому, что раньше казалось невероятно прекрасным, а то, что виделось увлекательным, превращается в нудную «обязаловку» с налётом гнетущей скуки.

Как и в спорте, далеко не все христиане способны преодолеть эти этапы, к сожалению, большинство из нас сходит с дистанции довольно быстро. Если в спорте такого человека сразу видно, то с христианством дело обстоит существенно иначе: можно формально оставаться христианином, более того, можно быть монахом или же священником, но жить при этом далёкими от христианства интересами и устремлениями. Впрочем, с точки зрения конечного результата, который апостол Павел выразил через выражение «венец правды», не имеет никакого значения сохранил ли христианин формально своё христианство или же он его вовсе отринул, значение имеет лишь то, что человек отказался от напряжённой борьбы.

Цель апостола состояла в том, чтобы предостеречь Тимофея, а вместе с ним и всех христиан последующих поколений от искушения сдаться, ведь оно неизбежно придёт, и как всякое иное искушение, оно будет выглядеть вполне обоснованным и аргументированным.

К примеру, христианин может увидеть, что внутренняя жизнь Церкви вовсе не такая, какой она должна быть в идеале, христианин может узнать, что церковные традиции зачастую имеют под собой весьма спорные основания, и что история Церкви — это не только история святых, но и история нравственных преступлений. Христианин может столкнуться со множеством, как кажется, неоспоримых свидетельств того, что евангельский путь ошибочен или даже ложен, но всё это — лишь искушения, которые возможно преодолеть молитвенной настойчивостью и исследованием примеров борьбы живших прежде нас святых.

Похожие публикации