Епископ Феоктист совершил чин отпевания воина Иоанна Сапунова

свящ. Михаил Васильковский
Фото

9 января 2023 года епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил чин отпевания новопреставленного воина Иоанна Сапунова в Феодоровском женском монастыре.

Рядовой Иван Сергеевич Сапунов родился 15 октября 1984 года в селе Шопша Гаврилов-Ямского района Ярославской области. В 2003–2005 годах служил в погранвойсках в Карачаево-Черкесии. Последние 7 лет жил в Переславле, работал в ООО «Завод Электропласт».

В октябре 2022 года отправился добровольцем в зону проведения специальной военной операции.

24 декабря 2022 года погиб при выполнении служебных обязанностей. Награждён орденом Мужества посмертно.

Перед началом чина погребения епископ Феоктист обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, сейчас мы с вами совершим отпевание убиенного воина Иоанна.

Прежде, чем начать молитву, мне хочется поделиться с вами кое-какими мыслями.

Можно, конечно, сказать о воинском долге как таковом, о неравнодушии, о героизме, о самоотверженности, о смысле жизни. Можно сказать о самом Иоанне. Но и первая тема, несмотря на её многообразие, и вторая будут с моей стороны ложью, ведь я ничего не знаю о воинском долге и сопутствующих ему состояниях духа, души и тела, ничего я не знаю и об Иоанне, с которым мы виделись лишь мельком. Мне кажется категорически неверным и неправильным говорить у гроба почившего человека о том, чего не знаешь, а потому и не понимаешь; никакая ложь недопустима перед лицом смерти.

Поэтому я скажу о том, что, как мне хочется верить, знаю. Я скажу о Христе, победившем смерть.

Несмотря на то, что мы христиане, мы, как правило, не вполне понимаем смысл Христова Воскресения, а также слова Церкви о победе Христа над смертью. Нам зачастую кажется, что это — какая-то странная метафора. В самом деле: о какой такой победе над смертью может идти речь, если люди умирают точно так же, как умирали до Христова Воскресения? Если смерть понимать исключительно в медицинском ключе, как «остановку жизнедеятельности организма, наступающую в результате необратимого прекращения физиологических процессов в клетках и тканях», то, конечно, Евангелие теряет свою силу. А если немного сместить акцент и сказать, что смерть представляет собой остановку жизнедеятельности физического тела, то суть понимания смерти несколько изменится.

Говоря о физическом теле, мы автоматически подразумеваем, что есть в человеке и нечто иное, то, что не относится к материальному миру. На языке богословия это «иное» называется «душой». Именно она обрела бессмертие через Христово Воскресение. У Церкви есть масса доказательств того, что это так: достаточно посмотреть по сторонам, и мы увидим здесь — в храме — многочисленные изображения давно умерших людей, но эти изображения — не какой-то пантеон героев ушедших веков, это лики тех, кто жив, следовательно, способен действовать. Из опыта нашей церковной жизни мы знаем, что слова об их способности действовать — не пустые слова, и у каждого из нас есть собственный опыт реальности действий этих людей как в духовной, так и в физической сфере. Тот факт, что все эти люди продолжают жить — и есть свидетельство того, что Церковь, воспевая Христово Воскресение, и говоря о победе над смертью, не ошибается и не врёт.

Не врёт и не ошибается Церковь и тогда, когда говорит о том, что человек ещё при жизни физического тела способен своими действиями убить собственную душу. Это происходит в том случае, если человек не имеет никаких духовных устремлений, если он сосредоточен исключительно на земных интересах, если он абсолютно равнодушен к любым проявлениям духа.

Я не знал новопреставленного воина Иоанна, но я знаю, что сам факт его гибели говорит о том, что помимо сугубо земных интересов, в его жизни было нечто иное, то, что свидетельствует о жизни души. А раз это так, то душа его спасена от смерти Христовым Воскресением. Следовательно, с ним по-прежнему возможно общение, только это общение теперь будет иметь несколько иные формы, и будет выражаться через молитву о нём.

Дай Бог, чтобы все те, кто любил и любит Иоанна, всем своим естеством ощутили силу такой молитвы и опытно пережили всепобеждающую силу Христова Воскресения! И дай Бог, чтобы Всемилостивый Господь наш Иисус Христос подал вам утешение и надежду!

Похожие публикации