В Неделю 27-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Георгиевском храме села Веськово

Дмитрий Ухоботов
Фото

18 декабря 2022 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме великомученика Георгия Победоносца села Веськово Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Сергий, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

Среди книг Ветхого Завета есть такие книги, с которыми нам — христианам — не совсем понятно, что делать, в том смысле, что их довольно непросто читать в качестве духовного назидания. В качестве примера можно вспомнить книгу Левит, которая фактически полностью состоит из детальных инструкций, данных Богом через Моисея израильскому народу, в ней подробно описано, какие жертвы в каких случаях должны приносить израильтяне по тому или иному поводу. Пожалуй, единственное, что мы можем получить сегодня при чтении этой книги — понимание того, на фоне каких предписаний протекала жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Среди прочего в книге Левит есть две пространные главы, посвящённые заболеваниям кожи, в том числе и проказе. Эти главы дают нам понять, как иудеи относились к таким заболеваниям, и благодаря этим главам мы знаем, что тот, кому случилось заболеть проказой, в глазах общества становился подобен умершему, он был лишён всех прав, всего имущества, лишён возможности общения, он не мог жить рядом со здоровыми людьми, само ветхозаветное богослужение становилось недоступным для такого человека, и здесь не имело никакого значения то положение в обществе, которое занимал человек до того момента, как он заболел. Внутренний мотив столь строгих предписаний книги Левит понятен: кожные болезни считались крайне заразными, тогда как протокола их лечения в древности не существовало, и общество должно было каким-то образом себя обезопасить. Если прочитать все библейские описания действий, относительно прокажённых и поставить себя на место этих людей, то становится жутко, потому что в современном мире попросту не существует ничего подобного, нет той болезни или же того состояние, которое привело бы человека к совершенной насильной изоляции от общества, ну а наиболее близкий, хотя и не вполне совершенный, пример — это, пожалуй, заключение в места лишения свободы.

В услышанном нами сегодня отрывке из Евангелия от Луки фигурируют прокажённые, их было десять человек. Кем были эти люди, во что они верили, как они жили, какие должности занимали не имеет для апостола Луки никакого значения, и это понятно: болезнь лишила их всего, они стали просто прокажёнными, а потому они могли общаться только с себе подобными. Естественно, что болезнь полностью подчинила себе этих людей, у них у всех было лишь одно стремление — избавиться от проказы, и они готовы были прибегать к каким угодно средствам. Их мольба о помощи, обращённая ко Христу, была именно «каким угодно средством», то есть не все они в полной мере верили в то, что Господь в силах им помочь, потому что в противном случае они бы все как один вернулись поблагодарить Его, но этого не произошло, вернулся лишь один человек, который, как оказалось, не был иудеем. Апостолу Луке, как ученику апостола Павла, было очень важно сделать на этом акцент, показать, что вера во Христа — общее достояние человечества, она подаётся всем, в том числе и тем, кого иудеи считали нечистыми по природе, то есть язычникам. Кроме того, ему важно было показать, что вера во Христа подразумевает способность быть благодарным, способность помнить, от чего человека избавил Христос, способность быть благодарным за все Его благодеяния, и никогда о них не забывать.

Практика показывает, что это очень непросто, благодарность вообще вещь очень непостоянная, потому что она подразумевает постоянное памятование о некоторой своей неполноценности, о том, что все мы так или иначе, но нуждаемся в помощи, ну а состояние зависимого и того, кто принимает помощь, кажется человеку несколько ущербным, человек всеми силами пытается как можно скорее выйти из него и доказать самому себе, что он что-то значит и на что-то способен сам.

Мы — христиане — прекрасно понимаем, что такое стремление — это ничто иное, как проявление гордости, по причине которой и произошло грехопадение наших прародителей, но тем не менее, нам крайне непросто и даже почти невозможно от неё избавиться. Помочь нам могут евангельские примеры и память о том, что сама наша жизнь — от Бога, и без Него её нет.

Очень хочется надеяться, что через эти примеры и через это памятование мы с вами постепенно сможем научиться благодарности всем и за всё, а её проявления перестанем считать чем-то унизительным для себя.

Похожие публикации