11 декабря 2022 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с воскресным днём!
Многие церковные и, шире, религиозные установления зачастую кажутся чем-то странным и непонятным, чем-то совершенно излишним и не имеющим никакого смысла, ну а что-то, особенно людям внешним и впервые оказавшимся в пространстве храма, кажется и вовсе смешным. Чаще всего и мы сами не в состоянии объяснить смысл того или иного элемента богослужения, мы к ним привыкли, как привыкли к одеждам священнослужителей и к тому, что мы во время богослужения и домашней молитвы накладываем на себя крестное знамение и совершаем поклоны. Мы привыкли к тому, что в храмах всё должно быть устроено определённым образом, и мало кто способен квалифицированно объяснить происхождение и смысл этого устройства. Действительно, зачастую сделать это непросто, ведь наше богослужение и церковная традиция в целом складывались на протяжении даже не веков, а тысячелетий, в них очень много различных наслоений, разобраться в которых в полной мере не могут и учёные, посвятившие свою жизнь научному исследованию православного христианского богослужения.
Да, мы многого не знаем и не понимаем. Но мы твёрдо знаем одно: всё то, что окружает нас в храмах, все наши движения и слова имеют смысл, правда, зачастую этот смысл был утрачен с течением времени, и многое мы сейчас совершаем лишь как дань традиции и привычке, нам кажется, что если этого не делать, то будет нарушен какой-то высший порядок, а это воспринимается нами как нечто страшное и категорически недопустимое.
В таком отношении к традиции мы не одиноки. Точно также к ней относились и иудеи времён земной жизни Господа Иисуса Христа. Они не менее твёрдо, чем мы, знали свои традиции и установления, и они были уверены, что нарушение чего-либо приведёт к очень печальным последствиям. Они знали, в частности, что закон Моисея предписывал иудеям соблюдение субботнего покоя. Со временем это предписание обросло множеством комментариев, а само соблюдение стало неотъемлемой традицией, за которой перестал просматриваться смысл изначального установления субботы. Да и само слово «покой» перестало быть понятным, люди, судя по всему, забыли, что означает это слово. А потому любого нарушителя субботы современники и соплеменника Христа Спасителя готовы были карать самым суровым образом.
Господь неоднократно нарушал представление этих людей о субботе. В нынешнем евангельском отрывке мы слышали очередную историю такого нарушения: на этот раз Спаситель исцелил женщину, которая «была скорчена и не могла выпрямиться» (Лк. 13, 11). Формально претензии и возмущение начальника синагоги вполне оправданы, ведь Христос совершил некое действие, а действий суббота не предполагала. Но всё станет выглядеть совсем иначе, если мы вспомним о том, что, собственно, такое «покой» и для чего он нужен в контексте заповеданного Моисеем, который предписал покой не только людям в седьмой день недели, но и всей земле каждый седьмой год. В этот год израильтяне не должны были что-либо сеять, они должны были в предыдущие шесть лет сделать запасы и питаться тем, что удалось запасти. Для чего покой был нужен земле? Ответ кажется очевидным: для того, чтобы она естественным путём могла восполнить свои жизненные силы. Так и любой другой покой нужен для той же самой цели: для восполнения жизненных сил. И именно это произошло с несчастной женщиной в субботу: она с помощью Воплощённого Бога обрела новую силу, то есть она достигла цели субботнего покоя. А может ли считаться нарушением заповеди то, что приводит к исполнению её смысла? И снова ответ очевиден. Правда, этот ответ не был очевиден начальнику синагоги.
Если же мы вернёмся к самим себе, к нашим традициям, то мы увидим печальную картину: мы готовы рассуждать о слепоте фарисеев, книжников и старцев иудейских, готовы ужасаться их фанатичной приверженности традиции и отсутствию стремления проникнуть в её суть, но при этом мы мало чем от них отличаемся, и нас самих ужасает даже малейшее отступление от привычных нам церковных установлений. Нет, конечно же, я не призываю что-либо менять, я призываю к другому: не спешить осуждать упомянутых евангельских персонажей, и вместе с этим исследовать и интересоваться не только внешней стороной православной христианской традиции, но и её сутью. И пусть нам всем поможет в этом Бог!