В канун дня памяти благоверного князя Александра Невского епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском соборе

свящ. Сергий Савенков
Фото

5 декабря 2021 года, в канун празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Александро-Невском храме Владимирского кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с днём памяти святого благоверного великого князя Александра Невского и, как его именует богослужебная Минея, Владимирского и Новгородского чудотворца, нареченного в иноцех Алексия!

На том, чтобы вспомнить об иноческом имени святого благоверного князя, богослужение сегодняшнего дня и не останавливается, оно идёт дальше и делает акцент на монашеском устроении жизни и души святого князя. К примеру, в одной из стихир на малой вечерне мы находим такие слова: «Земных всех возгнушавшись, к Небесным духом прилепил еси себе», а далее идёт речь о подражании святого князя ангелам. Такое утверждение на первый взгляд кажется не совсем соответствующим действительности, ведь Александр был земным правителем, а это означает, что его не могли не заботить государственные интересы, которые далеко не всегда совпадают с теми интересами, которыми живут ангельские силы, целиком и полностью отдавшие себя на служение Богу.

Конечно, никакой человек в этом смысле не может полностью уподобиться ангелам, потому как вне зависимости от того служения, которое дано нам Богом, мы все вынуждены проявлять заботу о тленной плоти, мы все так или иначе связаны земными попечениями, даже те из великих преподобных древности, жития которых сколь назидательны, столь и страшны суровостью описанных в них жизни. Поэтому слова богослужебных текстов о подражании того или иного святого бесплотным силам стоит понимать с некоторыми оговорками, так и в случае со святых благоверным князем: естественно, что у него были земные попечения, и попечения немалые, вопрос же в том, что было его конечной и высшей целью. Церковь убеждена: такой целью для князя было то же, что и для ангелов, то есть угождение Богу и служение Ему. Вместе с этим в том числе и на примере благоверного князя Александра Церковь убеждена, что любой человек на любом месте может и должен иметь такую же высшую цель, и что любой человек способен её достигнуть.

Богослужебные тексты, посвящённые святому князю, подсказывают нам, как им образом в жизни человека может осуществиться уподобление ангелам. Безусловно, что первое необходимое условие — это вера, вера в Бога, во Христа, в Евангелие Христово. Из веры же должны проистекать дела, в частности, как об этом говорит одна из стихир, дела милосердия и чистота сердечная. У каждого из нас может быть, а зачастую и есть, множество причин, с помощью которых мы оправдываем себя и говорим, почему милосердие и чистота нами не могут быть достигнуты. Но любые подобные слова — это всего лишь отговорки, потому что для чистоты не нужны никакие внешние условия, а только желание её достигнуть, так и для милосердия нет нужды ни в чём внешнем, оно обусловлено исключительно внутренним расположением человека, и милосердие отнюдь не сводится к благотворительности и чему-то подобному, оно доступно каждому, и имеет больше отношения к самоограничению, чем к толщине кошелька или же административному ресурсу. Милосердие проявляется, в частности, в том, чтобы уметь поставить себя на место другого человека даже тогда, когда человек нас чем-то раздражает, когда он объективно не прав, милосердие заключается в том, чтобы действовать беспристрастно, так, как действуют в отношении нас Бог и Его ангелы.

Церковь свидетельствует, что у святого благоверного великого князя Александра Невского получалось поступать таким образом, и дай Бог, чтобы его молитвами и мы с вами стяжали этот навык.

Похожие публикации