20 ноября 2022 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сёстры! С воскресным днём всех вас сердечно поздравляю!
Мне бы хотелось немного поразмышлять о той евангельской истории, которую сегодня предложила Церковь для нашего назидания — об истории воскрешения Господом Иисусом Христом дочери Иаира и о попутном исцелении кровоточивой женщины.
В этом евангельском отрывке содержится рассказ о двух совершенно разных печальных жизненных ситуациях — о смерти дочери и о продолжительной женской болезни, в обоих случаях Господь Иисус Христос приходит на помощь страдающим людям, и в обоих случаях мы слышим слова Христа о вере, как о том, что помогло людям познать глубину милосердия Божия.
Оказывается, что милость Божия может прийти к человеку разными путями: можно поступать так, как поступил начальник синагоги Иаир, то есть обратиться ко Христу с мольбой о помощи, а можно сделать так, как сделала больная женщина — ничего не говорить, и даже не взаимодействовать с Самим Спасителем, а лишь коснуться края Его одежды и получить то, во что она верила и чего желала всем своим естеством. Две эти евангельские истории, по сути дела, свидетельствуют нам о двух видах молитвы: о всем известной молитве словами, и о молитве иного рода — так называемой умной молитве. Если о первом виде молитвы знают даже те, кто и вовсе никогда не молился, то о втором виде имеет смысл сказать подробнее.
Так сложилось, что об умной молитве написано довольно много, но написано это, как правило, монахами, а потому многие христиане полагают, что и сама умная молитва — это что-то специфически монашеское, то, что никак не соответствует образу жизни обычных христиан. Конечно, такие воззрения являются ошибочными, на их ошибочность указывает сам евангельский рассказ об исцелении кровоточивой женщины: она не была монахиней, она была самым обычным человеком, из Евангелия нельзя сделать вывод о каком-то особенном благочестии этой женщины, но можно сделать вывод о вере, тем более, что и Сам Христос похвалил её веру, следовательно, практика умной молитвы имеет отношение не к монашескому образу жизни, а к вере во Христа.
Замечательное и полное определение умной молитве дал святитель Феофан Затворник: «Умная, или внутренняя, молитва — это, когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласно, безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушённо исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных и телесных». Мы видим, что именно так и поступила больная женщина — она безмолвным словом воссылала к Богу свою молитву.
Но вместе с этим достойный образ молитвы показал и Иаир, в его 0мольбе ко Христу не было рассеяния, в Его мыслях и сердце было то же, что в его устах — отцовское переживание за свою дочь, Иаира в тот момент не занимало ничто другое, он ни на что не отвлекался и никак не рассеивал своё внимание. Само молитвенное настроение героев нынешнего евангельского отрывка — прекрасный пример того, какова молитва, доходящая до Бога. Святителю Феофану Затворнику удалось прекрасно выразить в кратких словах опыт этих людей: «Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна — никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем: умом — разумея и сознавая всё молитвословимое, сердцем — всё то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на неё преклоняется».