9 октября 2022 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, с воскресным днём вас!
Вы слышали вопрос, который задал апостол Павел в самом начале сегодняшнего отрывка из Второго Послания апостола Павла к Коринфянам: «Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор. 6, 16). Само собой, что никакой совместимости между ними нет и быть не может. Храм Божий, вне зависимости от того, что под ним понимать — здание или же человека — перестанет быть храмом в том случае, если он каким-нибудь образом соприкоснётся с идолами. Такое соприкосновение может быть случайным, по незнанию или по неосторожности, но в любом случае храм Божий перестанет существовать. Если речь идёт о здании, то, конечно, само здание сохранится, но функционально это станет совсем иным местом: бывшим храмом, музеем, кинотеатром, домом культуры, складом, чем угодно, но не храмом в собственном смысле этого слова, ведь в нём нельзя будет совершать величайшее таинство — таинство Тела и Крови Господних. Для того, чтобы вернуть храму его функционал, потребуется повторное освящение. Собственно, именно такие освящения мы повсеместно и совершаем последние десятилетия, мы освящаем осквернённые в двадцатом веке храмы.
Впрочем, из контекста апостольского послания понятно, что речь здесь идёт вовсе не о храмах в прямом смысле этого слова, речь о человеке, но не о человеке вообще, а о христианине. Христиан апостол Павел именует храмами Божиими во многих местах своих посланий, к примеру, в Первом послании к Коринфянам мы можем найти такие слова: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 16–17).
Но каким образом человек может осквернить себя общением с идолами? Ответ мы находим здесь же, у апостола Павла. Он напоминает своим адресатам часто встречающееся в пророческих книгах Ветхого Завета восклицание: «Они будут Моим народом, а Я буду им Богом» (Иер. 32, 38). Эти слова мы можем найти как минимум у четырёх пророков: у Иеремии, у Иезекииля, у Захарии и у Варуха. Всякий раз пророки произносили эти величественные слова в контексте возвещения определений Божиих относительно народа Израиля, и всякий раз Бог через пророков требовал от израильтян, «чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их» (Иез. 11, 20). Вместе с воззваниями и обетованиями народу Израиля в книгах пророков есть и слова, которые относятся к будущему, к тому, что наступит в мессианскую эпоху, эпоху Христа Спасителя, эти слова обращены уже не только к израильтянам, они обращены ко всему человечеству и описывают то, что будет происходить после Пришествия Христа, пророк Иезекииль говорил об этом так: «И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их» (Иез. 37, 23). Апостол Павел почти дословно воспроизводит слова пророка Иезекииля, вместе с этим апостол делает важное уточнение: да, Бог очищает наши согрешения, да, Он не даёт нам оскверняться «идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими», но при этом Бог не принуждает, Он лишь помогает и поддерживает человека на пути богоугождения. Поддержка Бога — сильна, велика и надёжна, но, тем не менее, это именно поддержка, для того, чтобы она помогла человеку обрести истинную свободу чад Божиих, сам человек должен стремиться делать то, о чём написал апостол Павел: исполнением Христовых заповедей очищать «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7, 1).