В канун Недели 11-й по Пятидесятнице и праздника Успения Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил всенощное бдение в Горицком монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

27 августа 2022 года, в канун Недели 11-й по Пятидесятнице и праздника Успения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в Успенском Горицком женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, с Праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии всех вас сердечно поздравляю!

Дни памяти святых — это, как правило, дни их кончины. Мы не совершаем празднования в годовщины каких-либо событий в жизни святых, к примеру, Церковь не совершает какого-либо специального богослужения в день Невской битвы, в которой одержал победу святой благоверный князь Александр Невский. Да, бывают и исключения, но они незначительны и потому говорить о них нет смысла. О том, что день кончины важнее дня рождения и чего бы то ни было ещё, сказал в своё время Экклезиаст: «Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти — дня рождения» (Еккл. 7, 1). Но Экклезиаст произнёс это с заметной грустью и безысходностью относительно отпущенного нам времени жизни, ведь с его точки зрения смерть — это, в первую очередь, избавление от тягот земной жизни, ну а кроме того, смерть самим фактом своего существования подчёркивает бессмысленность человеческой жизни и всех наших трудов.

Конечно, позиция Экклезиаста не может быть близка христианам, ведь с нашей точки зрения земная жизнь отпущена нам Богом для подготовки к блаженной вечности, поэтому мы празднуем не окончание земной жизни святых, а их переход к новому блаженному состоянию пребывания с Богом там, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания. Именно поэтому мы с особой торжественностью празднуем и Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, ведь Она — недостижимый для нас образец того, как должна протекать земная жизнь и того, какой может быть смерть. Её Успение в следствие Её жизни невозможно назвать смертью, это не смерть, это новое рождение в прямом смысле слова, Она ничего не потеряла, перейдя от временного к вечному, ведь и терять Ей было нечего, к чему Она могла бы прилепиться сердцем, все Её устремления находились там, где пребывает Её Сын. Если Она ничего не потеряла, то человечество лишь выиграло от Её Успения, ведь теперь, пребывая у Бога и с Богом, Она, как о том свидетельствует многовековой опыт Церкви и личный опыт каждого христианина, в несравнимо большей степени способна оказывать помощь и поддержку каждому человеку, и Она её оказывает.

Пресвятая Владычица показала нам Своим примером то, каким может быть переход человека в вечность. Тяжесть этого перехода напрямую связана с нашими устремлениями и с нашими повседневными желаниями, с тем, что для нас важно и что мы считаем основным и главным. Это совершенно очевидная и всем известная мысль, но мы все по какой-то неведомой причине с удивительным упорством склонны о ней забывать. Повседневные заботы и переживания превращают нас в каких-то странных существ, которые не успевают думать ни о чём ином, кроме того, что видят перед собой.

Думаю, что всем нам сегодня стоит с молитвой к Божией Матери внимательно и честно проанализировать свою жизнь и ответить самим себе на вопрос о том, что на самом деле является нашим приоритетом, ради чего мы живём и какое будущее мы для себя ожидаем. Для таких размышлений и молитв у нас был Успенский пост, надеюсь, что все мы проделали определённую работу, но особенность христианской жизни заключается как раз в том, что мы ни на секунду не должны останавливаться, подражая в этом восхождению Пресвятой и Пречистой нашей Владычицы к престолу Её Сына и Бога нашего.

Похожие публикации