В день памяти великомученика Пантелеимона епископ Феоктист совершил Литургию в Даниловом монастыре

Дмитрий Ухоботов
Фото

9 августа 2022 года, в день памяти великомученика и целителя Пантелеимона, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился с поздравительным словом к настоятелю обители игумену Пантелеимону (Королёву):

— Дорогой отец Пантелеимон, конечно же, в первую очередь, я хочу поздравить вас с днём памяти вашего небесного покровителя, святого, имя которого вы носите в монашеском постриге!

Знаю, что великомученик Пантелеимон и само его имя для вас очень дорого, вы многое делаете для того, чтобы быть достойным своего небесного покровителя, об этом свидетельствует ваши труды по созданию и по поддержанию монастырской службы помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Впрочем, все мы понимаем, что подражание святым, имена которых мы носим, не должно ограничиваться лишь внешним деланием, ведь основа их жизни состоит в ином — в крепкой и глубокой вере в Воскресшего Господа Иисуса Христа. Именно к восхождению к такой вере и должны нас приводить те дела, которые видны со вне.

Мне кажется очень важным то, что в день памяти великомученика целителя Пантелеимона Церковь в качестве литургических чтений из Нового Завета избрала отрывки, которые ничего не говорят об исцелении и о том, что мы сегодня называем социальной деятельностью. Эти отрывки были посвящены совершенно иным вопросам: в чтении из Второго Послания апостола Павла к Тимофею речь шла об укреплении «в благодати Христом Иисусом» (2 Тим. 2, 1), но не ради личного спасения, а ради того, чтобы люди, которые составляют паству апостола Тимофея, «получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2, 10). А чтение из Евангелия от Иоанна состояло из отрывка прощальной беседы Господа Иисуса Христа с учениками, в ней Господь предупредил апостолов, что они, будучи избранными, или, иначе, отделёнными от мира, неизбежно столкнутся с непониманием и с гонениями. Если попытаться соединить два этих отрывка Нового Завета друг с другом, то получится следующее: тот человек, которого Господь призвал к Себе, даровав ему веру, может обрести спасение лишь в том случае, если его вера не будет лишь частным делом, каждый из нас призван к тому, чтобы верой служить другим людям, именно в этом состоит залог спасения во Христе, но такой путь никогда не будет с житейской точки зрения простым и радостным, идя по этому пути, мы столкнёмся с глубоким непониманием, которое может привести к физическим гонениям так, как это случилось со святым великомучеником Пантелеимоном.

Конечно, в таком положении дел есть определённый вызов для нашего человеческого устроения, ведь мы уверены, что если стараться жить по слову Господа Иисуса Христа и не делать никакого зла, то ничто дурное не должно с нами произойти. Евангельская история, история апостолов и история множества святых свидетельствуют, что это не так. Причина проста и очевидна для любого человека, который знаком с библейским взглядом на мир: следуя за Христом мы бросаем вызов «князю мира сего», продолжаем начатое нашим Спасителем его изгнание из мира, вполне естественно, что он сопротивлялся, сопротивляется и будет сопротивляться, но он ничто в сравнении с Богом, а потому Господь Иисус Христос и сказал Своим ученикам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Пусть же эти слова Великого Бога и Спасителя нашего будут для вас, дорогой отец Пантелеимон, опорой, поддержкой и утешением!

Похожие публикации