7 июля 2022 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Преображенском храме села Нагорье Переславского района.
Также была совершена лития у гробницы адмирала Григория Андреевича Спиридова, героя Чесменского сражения Русско-Турецкой войны.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, с днём Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна вас всех сердечно поздравляю!
Историей о рождении Иоанна Крестителя начинается Евангелие от Луки, и я думаю, что вы все прекрасно знакомы с этой историей, так что нет никакого смысла её пересказывать. Но вместе с этим мне хочется обратить ваше внимание на один крайне важный момент этого рассказа, в частности, на то, что родители Иоанна Пророка долгое время были неплодными, это обстоятельство роднит их со многими другими библейскими праведниками: также бездетными большую часть своей жизни были родители праотца Исаака Авраам и Сарра, долго не могли обрести чадо родители Самсона, родители пророка Самуила, и, как мы знаем из церковного предания, родители Пресвятой и Пречистой Девы Богородицы.
С одной стороны, Священное Писание делает особый акцент на подобных историях, из этого акцента вроде бы должно быть ясно, что рождение ребёнка находится во власти Бога, что не существует никакой связи между праведностью и появлением потомства, а с другой стороны, многие авторитетные иудейские раввины то ли не замечали эти истории, то ли не совсем понимали их суть, то ли через какие-то сложные умозаключения приходили к совершенно иным выводам. Так, израильские раввины говорили, что семь человек отлучаются от Бога, и этот список начинался такими словами: «Иудей, у которого нет жены, или иудей, у которого есть жена, но нет ребёнка». Вслед за раввинами и весь израильский народ относился к бездетности точно так же: если нет ребёнка, значит, человек отлучён от Бога, именно отсюда и появляются слова праведной Елисаветы: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми» (Лк. 1, 25).
Сам Иоанн Предтеча и вовсе отказался следовать иудейской парадигме, ведь у него не было ни жены, ни, следовательно, детей. Он и вовсе не пытался обзавестись ни первым, ни вторым, а это означает его сознательный выход за пределы логики и мировоззрения Ветхого Завета.
Иудаизм времён Христа, и современный нам иудаизм сосредоточен на ожидании грядущего царства Мессии, это царство понимается в исключительно земном контексте, то есть это в прямом смысле царство под властью Мессии. Оно, по мысли иудаизма, должно рано или поздно сформироваться. И, конечно же, каждый иудей очень его ждёт, он хочет жить в этом царстве. Но каким образом можно стать подданным царства, которое образуется лишь в каком-то непонятном и отдалённом будущем? Ответ прост, банален и очевиден: через детей. Отсюда и вытекает мысль раввинов: если у человека нет детей, следовательно, он по своим грехам недостоин царства Мессии.
Величие Иоанна Предтечи состоит в том, что он через свою превосходнейшую праведность сумел выйти за пределы иудаизма, он увидел, что наступает принципиально иная эпоха, но самое ценное состоит в его понимание того, что долгое время не могли понять ученики Христа: Мессия не будет земным царём, Его Царство не имеет никакого отношения ни к чему земному, Его Царство не от мира сего (см. Ин. 18, 36).
Любопытно и симптоматично, что за две с лишним тысячи лет с момента Боговоплощения далеко не все люди поняли то, что сумел понять Иоанн Предтеча до выхода Христа Спасителя на общественное служение, ведь многие из нас по-прежнему делают всё для организации идеальной жизни на земле и очень надеются, что если не они сами, то их дети станут участниками этой жизни, тогда как это совершенно тупиковый путь, и искать в этой жизни надо не идеального государства, не семейного благополучия и многодетности, а Царства Божия и правды Его, всё же остальное, как о том сказал Господь наш Иисус Христом, Которому нет оснований не верить, приложится нам (Мф. 6, 33).