В день празднования Андрониковского образа Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил Литургию в Феодоровском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

14 мая 2022 года, в день празднования Андрониковской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Феодоровском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогая матушка Даниила, дорогие братья и сёстры! Христос воскресе!

Сердечно поздравляю вас с днём чествования сразу двух образов Божией Матери — Андрониковской и «Нечаянная радость», а также с днём памяти нашего земляка, постриженника преподобного Даниила Переславского преподобного Герасима Болдинского! А ещё сегодня день памяти преподобного Пафнутия Боровского, того святого, к которому в своё время отправился сам преподобный Даниил.

Так исторически сложилось, что Андрониковская икона Божией Матери — главная святыня Феодоровского монастыря, об этом образе люди знают, к нему едут, перед ним в молитвах изливают свои печали и скорби, перед ним просят Пресвятую Деву о помощи и заступлении. Тот факт, что поток людей не прекращается, самое ясное и явное указание действенности таких молитв. У этой иконы начинают и заканчивают свой день и сёстры обители. Можно сказать, что во многом жизнь самого монастыря строится вокруг Андрониковской иконы Божией Матери. Какие-то молитвы перед этим образом мы произносим совместно и вслух, какие-то — каждый от себя в уме и в сердце. Мне бы хотелось немного поразмышлять об этих последних молитвах, о которых знает лишь сам молящийся.

Наш Господь Иисус Христос воплотился в очень религиозном обществе и в то время, когда религия не была частным делом, она была такой же важной и значимой частью жизни израильского общества, как и, скажем, хозяйственная деятельность. Крайне странным было бы не вести хозяйство, ещё более странным было бы не быть религиозным человеком. Люди молились. Молились все без исключения. Но что мы знаем о молитве этих людей, если опираться исключительно на Евангелие?

На самом деле, нам известно не так уж и много, особенно же мало мы знаем о частной молитве. Навскидку, если опустить описания молитвы Самого Христа, можно привести лишь два примера — один из них изложен в притче о мытаре и фарисее, другой — это молитва Нафанаила под смоковницей. Евангелие от Иоанна прямо не говорит, что под смоковницей Нафанаил молился, и тем более не говорит о предмете его молитвы, но церковная традиция прочитывает эти строки именно как указание на частную молитву, причём молитву о скором Пришествии Мессии.

Довольно любопытно, что Евангелие от Иоанна прямо о молитве не говорит, это не означает, что её не было, как и тот факт, что мы не говорим о дыхании, не указывает на то, что мы не дышим. Молитва была естественным процессом для всех без исключения израильтян. Но какая-то молитва — молитва мытаря — похвальна, какая-то — молитва Нафанаила — приводит ко Христу, а какая-то — молитва фарисея из притчи и вообще фарисеев с саддукеями и старцами — совершенно бессмысленна с точки зрения спасения. Более того, мы знаем, что этих последних — фарисеев и прочих представителей религиозной элиты — Господь называет детьми диавола (см. Ин. 8, 44). А причиной такого именования стало то, что эти люди, регулярно призывая Бога, Бога не слышали и не слушали. Нечто подобное в какой-то момент случилось и с апостолом Петром, тогда, когда он решил спорить со своим Учителем относительно грядущих Страданий. Получается довольно любопытная вещь: даже тот, кто регулярно молится, может оказаться чадом не Бога, а Его противника.

Но, конечно, ни оппоненты Спасителя из числа иудеев, ни апостол Пётр никогда не были какими-то мрачными сатанистами, они были обычными людьми, и в Евангелии речь идёт о направлении воли, ведь именно воля определяет кому служит тот или иной человек — Богу или Его противнику, и, следовательно, направление воли определяет и родство человека — с Богом или с диаволом.

Конечно же, любой внимательный к самом себе человек не может не понимать, что все мы балансируем на грани, что даже при сильном стремлении далеко не всегда получается быть чадом Божиим, не всегда получается свою волю направлять на слышание и исполнение Христовых слов. Помочь нам в этом может только Сам Господь, но есть и условие, которым определяется возможность помощи: мы не должны быть уверены в самих себе и в том, что мы всегда осознаем волю Божию. Проблема евангельских оппонентов Христа была как раз в этом: образование, опыт, уверенность в правильности молитвенной практики привели их к ощущению собственной безошибочности, они полагали, что им прекрасно известна воля Божия, это ощущение привело к глухоте и слепоте по отношению к тому, что им говорил Спаситель.

Я хочу пожелать всем нам, чтобы наши уши и сердца всегда были открыты к слову Божиему. Ведь молитва — это диалог. Мы обращаемся к Богу, Он нам отвечает. Его ответ далеко не всегда такой, какой нам бы хотелось услышать, но если мы слышим лишь то, что хотим, то мы ничем не отличаемся от тех, кому Господь адресовал Свои обличительные слова.

Дай Бог, чтобы молитва перед Андрониковским образом приводила нас к познанию воли Божией и чтобы просьба о даровании такого познания была целью и сутью нашей молитвы.

Похожие публикации